Ассоциация социологов и демографов Молдавии провела социологические опросы на тему отношения граждан страны к НАТО, Евросоюзу и Евразийскому союзу. 17% респондентов поддержали вступление Молдавии в НАТО, 47% - высказалось против. Кроме того, у молдаван снижается интерес к вступлению в ЕС: только 44% опрошенных поддерживают интеграцию, что на 17% меньше, чем в прошлом году. Идею присоединения Молдавии к Евразийскому союзу поддержало 40% населения. Молдаване считают Евразийский союз своеобразной ностальгией по советскому прошлому. О том, что может дать Евразийский союз Молдавии рассуждают российские эксперты.
Главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов
Помимо ностальгического момента здесь присутствует то, о чем говорил бывший президент Молдовы господин Воронин, который прокомментировал статью Владимира Путина одним из первых постсоветских лидеров. Конечно, Таможенный союз и Единое экономическое пространство - это возможность регулировать цены на энергоресурсы, что немаловажно для Молдовы, говорить о преференциях в торговых взаимоотношениях, то есть отталкиваться от чисто прагматических моментов, которые в будущем могут принести Молдове более тесные партнерские отношения с Россией в рамках многостороннего Евразийского проекта. Думаю, руководство партии коммунистов республики Молдова и та часть оппозиции, которая не входит в альянс, будут декларировать этот прагматизм Воронина как главную причину, почему Кишиневу интересен Евразийский проект.
В России в связи с начавшейся предвыборной кампанией тема евразийства несколько отошла на второй план. Владимир Путин публикует предвыборные статьи, которые посвящены абсолютно другой теме - национальная политика, социальный вопрос, модернизация. В Казахстане идеологи администрации президента и близкое окружение Нурсултана Назарбаева, напротив, раскручивают тему евразийства в прагматичном, выгодном для Астаны ключе. Думаю, что только после мартовских выборов, когда новое руководство России вновь станет перед вопросом, как строить идеологию отношений с постсоветским пространством, к проекту евразийства вернутся. Пока образ взаимоотношений, в том числе, и с Молдовой, в рамках Евразийского союза не сформирован до конца. Думаю, весна и лето 2012 года станут в этом плане моментом истины: нужен ли нам Евразийский союз или это была часть предвыборной политтехнолигии, которая ничего общего не имеет с дальнейшей политикой России на постсоветском пространстве.
Что касается Европейского союза, часть политической элиты Молдовы нацелена на идеологию продвижения в Европу, но это опять-таки средство бегства от России, а не реальная попытка инкорпорировать на почву республики европейские ценности и европейские стандарты качества жизни. Большинство политиков Молдовы никуда не намерены двигаться, а намерены находиться в том удобном промежуточном положении между двумя центрами силы, которое может обеспечить перспективы, бонусы и преференции.
Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук
Все гораздо проще внутри Евросоюза- людей не накормили. Те страны, которые туда стремились из «оккупационной советской зоны», их не накормили. Еще это усугубилось за счет кризиса. С другой стороны, интуитивно молдаване понимают, что евро - это пустое место. В России годами курс рубля к евро держится на уровне 40 рублей, при том, что бушует кризис. Это ненормально. Даже доллар постоянно прыгает. Это говорит о том, что если евро обрушится, то раз и навсегда. Кроме того, роль в уменьшении интереса к ЕС сыграло то, как унизили новичков-членов Евросоюза. Допустим, Венгрии присвоили «мусорный рейтинг», то же самое может произойти и с Молдавией. Наконец, молдаване прекрасно понимают, что будет создано жесткое единое финансовое, а затем политическое правительство в ЕС. Что важнее для среднего молдавского гражданина: формальное вступление в Евросоюз или чтобы его обеспечили пакетом продовольственных, промышленных товаров, доступных тарифов и услуг? Думаю, второе. Кто сможет это обеспечить? Тут встает вопрос по гипотетическому вступлению в Евразийский союз. Евразийский проект должен развиваться не в противовес Европейскому союзу, а должен предстать как тихая экономическая гавань. И тогда туда будут стремиться не только постсоветские страны, но и страны Восточной Европы.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Василий Каширин
Результаты опроса не являются сенсационными. Регулярно проводимые социологические опросы показывают, что значительная часть населения Молдовы сохраняет ностальгическое настроение по отношению к советскому пошлому и симпатию по отношению к России. Однако симпатии молдаван к Евразийскому проекту базируются не только на чем-то идеальном и ностальгическом, но еще и на сугубо прагматическом экономическом расчете. По самым грубым оценкам, примерно половина трудоспособного населения Республики Молдова вынуждена работать трудовыми мигрантами, а из них примерно половина приходится на Российскую Федерацию. Эти люди заинтересованы в тесной интеграции между двумя странами. Существует еще одна причина - вопреки демагогической пропаганде ныне действующего правительства, мы наблюдаем, что за два года Молдова не продвинулась на пути европейской интеграции. Ни в 2010-ом, ни в 2011 году ежегодный доклад Еврокомиссии о перспективах процесса расширения Евросоюза не упоминал Молдову вообще. Население Молдовы чувствует, что в Евросоюзе их никто не ждет. С другой стороны, Евразийский союз с еще не определившимися экономическими и политическими контурами - это структура, куда, по крайней мере, активно приглашают и принимают. Поэтому, мне кажется, и происходит рост числа сторонников восточного евразийского пути интеграции.