"Я собирался поступать в колледж, когда Турция подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которое должно было существовать до тех пор, "пока обстоятельства не позволят Турции присоединиться к ЕС". Я окончил университет, работал журналистом и ушел на пенсию. С тех пор мы видели 27 правительств и премьер-министров. Были бесчисленные "дополнительные протоколы", устанавливающие график официального членства в Европейском экономическом сообществе, а затем в ЕС, и бесконечные переговоры о полноценном членстве, но воз и ныне там", - пишет колумнист турецкой "Сабах" Хаккы Оджал в материале Why has Turkey grown apart from EU?
Анонимный источник в начале этого года заявил The Guardian, что после резни в Сребренице 25 лет назад Европа недвусмысленно показала: она не хочет, чтобы "мусульманская страна во второй раз оказалась посреди континента". Когда репортер The Guardian спросил, что произошло в первый раз, источник, назвавший себя консервативным британским депутатом, ответил: "Когда мы отклонили заявку Турции на полноправное членство". На самом деле источник раскрыл не только то, что миротворческие силы в Боснии, которые состояли из французских войск в Сребренице, закрывали глаза на геноцид, но и то, что в 1995 году европейцы знали, что не собираются принимать Турцию в качестве полноправного члена Евросоюза. Тогда еще не начались так называемые переговоры о вступлении Турции в ЕС. Анкаре пришлось ждать еще 10 лет, пока еврократы наконец-то пригласят турков за стол переговоров.
Все это время турки чувствовали, что их стремление к членству в ЕС ждет долгий и трудный путь, но они не думали, что анонимный источник The Guardian окажется настолько прав: заявка Турции фактически уже была отклонена. Возможно, Турция не смогла увидеть этого раньше. Когда европейцы ответили на инициативу президента США Дональда Трампа "Америка прежде всего" своей собственной европейской военной схемой, Турция должна была увидеть, что эта схема сильно напоминает тот баланс сил, который существовал до Первой мировой войны.
Генерал Джордж Маршалл, в конце 1940-х госсекретарь США и архитектор Европейской программы восстановления, часто делал бестактные замечания. План Маршалла в 1948 году предусматривал выделение Западной Европе 12 миллиардов долларов (что эквивалентно 140 миллиардам долларов сегодня) в виде иностранной помощи. Однажды Маршалл сказал, что США собираются создать НАТО, потому что они устали спасать французов от немцев в течение последних 20 лет. Кстати, Америке пришлось вмешаться в обе мировые войны, которые фактически начались как европейские войны. Создание Европейского объединения угля и стали было очередной попыткой США удержать европейцев от того, чтобы они вцепились друг в друга.
Во время глобальной волны популистского национализма американцы избрали президента, который собирался вывести войска из Европы. Один из главных виновников обеих мировых войн, Франция, выскочила на мировую арену как раз в тот момент, чтобы заполнить пустоту, которую создавали США намереваясь сделать шаг к выводу своих войск.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что НАТО теряет свою актуальность, а США фактически поворачиваются спиной к континенту, и европейцам пора одуматься. Конечно, Макрон обращался только к своим западноевропейским союзникам, а не к стране, которая имеет вторую по величине армию в НАТО и охраняет самую длинную сухопутную и морскую границу НАТО с государствами, не являющимися ее членами. Ни Макрон, ни канцлер Германии Ангела Меркель, лидер самого богатого европейского члена НАТО, не удосужились спросить мнение Турции о степени "полезности" НАТО, в то время как Турция обеспечивает четвертую по величине долю расходов на оборудование в своем оборонном бюджете.
Если европейцы собираются создать свою собственную армию, они не могут сделать этого без участия Турции. Франция и Греция, с молчаливого благословения Германии, теперь собираются исключить Турцию из европейской семьи. Франция открыто призывает Грецию объявить все Средиземное море греческим. Париж надеется, что Франция будет заниматься разведкой, бурением и добычей эгейской нефти для Греции. По оценкам французской нефтяной компании Total, она заработает 500 миллиардов долларов, и, таким образом, Макрон готов "объявить войну" Турции. Турция и Евросоюз слишком отдалились друг от друга.