Вестник Кавказа

Москва поддержала в Ливии Салеха, а не Хафтара

"Вестник Кавказа", Аль-Джазира
Москва поддержала в Ливии Салеха, а не Хафтара
© Фото: Председатель Палаты депутатов Ливии Агила Салех

В начале этой недели маршал Ливийской национальной армии Халифа Хафтар объявил о выходе из Схиратского политического соглашения, результатом которого стало формирование базирующегося в Триполи Правительства национального согласия (ПНС). Хафтар заявил, что управление страной переходит к армии. Аль-Джазира в материале Libya: World reaction to Haftar's termination of unity gov't deal сообщает, что Хафтар отклонил соглашение об объединении страны, заключенное при посредничестве Организации Объединенных Наций в 2015 году, назвав его ”устаревшим”.

В телевизионном обращении он пообещал создать новое правительство. Заявление прозвучало через две недели после того, как силы, верные ПНС в Триполи, вытеснили войска Хафтара из нескольких ключевых городов на западе страны. Мировые державы с тревогой отреагировали на заявление Хафтара, опасаясь, что страна, погрязшая в конфликте после свержения в 2011 году давнего правителя Муаммара Каддафи, погрузится в еще больший хаос.

Реакция ПНС

ПНС обвинило Хафтара в попытке устроить новый переворот. ”Это фарс, очередной из множества государственных переворотов, - говорится в заявлении ПНС, опубликованном во вторник. - Слова военного преступника Хафтара - это отход от демократического пути, еще один неудачный переворот и попытка прикрыть свои поражения”. В заявлении правительства говорится, что Хафтар ”отказался от параллельных политических институтов, которые его поддержали, и назначили” главой армии. Правительство в Триполи призвало ливийцев присоединиться к ”всестороннему диалогу и продолжать идти по демократическому пути к всеобъемлющему и постоянному решению посредством голосования”.

Реакция Европейского союза

Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Питер Стано назвал действия Хафтара неприемлемыми, подчеркнув, что он никогда не обеспечит устойчивого решения кризиса в стране. ”Любая попытка продвинуть одностороннее решение, тем более насильственным путем, никогда не приведет к устойчивому решению. Такое поведение неприемлемо”, - сказал Стано, добавив, что соглашение, подписанное под эгидой ООН в 2015 году в Схирате, остается "жизнеспособной основой для политического решения в Ливии до тех пор, пока не будут найдены альтернативные варианты". В рамках соглашения, подписанного в Марокко после возникновения двух центров силы, было создано ПНС в Триполи для управления переходным процессом в Ливии, а палата представителей, находящаяся в Тобруке, была признана официальным законодательным органом страны.

Реакция Германии

Берлин также выразил обеспокоенность по поводу прекращения действия соглашения о разделении власти. ”По мнению правительства Германии, конфликт в Ливии не может быть решен военным путем или посредством односторонних деклараций, а только за счет политического процесса с участием всех регионов и этнических групп. Для этого прежде всего необходимо срочное прекращение огня”, - заявил источник в МИД на условиях анонимности, передает информационное агентство dpa.

Реакция США

Вашингтон выразил сожаление по поводу ”односторонней декларации” Хафтара, призвав к диалогу между двумя сторонами и ”гуманитарному” перемирию в свете борьбы с коронавирусом. ”Соединенные Штаты сожалеют о предположении командира Хафтара о том, что изменения в политической структуре Ливии могут быть навязаны односторонней декларацией, - говорится в заявлении, опубликованном в Твиттере посольства страны. - В то время как мирные жители продолжают страдать во время священного месяца Рамадан, а пандемия COVID-19 угрожает многим жизням, мы призываем ЛНА присоединиться к Правительству национального согласия и объявить о немедленном гуманитарном прекращении военных действий”.

Реакция России

Глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя высказывания маршала Хафтара, заявил, что на всех этапах урегулирования ливийского кризиса Москва заявляла о необходимости убедить конфликтующие стороны самим договориться о том, на каких условиях они могут решать проблемы своей страны, государственность которой была разрушена в 2011 году противозаконной агрессией Североатлантического альянса. Мы всегда предостерегали от попыток навязывать ливийским сторонам документов и договоренностей, написанных без их непосредственного участия, так как нежизненность подхода такого рода была многократно доказана.

Сейчас мы сталкиваемся с повторением пройденного уже в отношении итогов Берлинской конференции. Когда на утверждение участников вынесли итоговый документ, Президент России Владимир Путин специально поинтересовался, поддерживают ли этот документ конфликтующие стороны, прежде всего, Хафтар и Сарадж. Нам было сказано, что эта задача будет решаться впоследствии. Мы предупредили, что без ярко выраженного согласия ливийских сторон шансов на то, что эти договоренности, достигнутые в кругу внешних игроков, будут жизнеспособными, немного. К сожалению, все подтвердилось. Но это не означает, что конфликтующие стороны должны сейчас выступать с агрессивными заявлениями, объявлять о каких-то односторонних решениях и отказываться от ведения межливийского диалога.

"Мы не одобряли недавние заявления Сараджа, отказывавшегося разговаривать с Хафтаром. Не одобряем заявления о том, что теперь Хафтар будет единолично решать, как жить ливийскому народу. Ни то, ни другое не помогает найти устойчивый компромисс, без которого невозможно выйти из этой ситуации", - заявил Лавров. На контрасте он отметил заявление, прозвучавшее буквально на днях, но которое мало привлекло внимание СМИ. Председатель Палаты депутатов Ливии Агила Салех призвал к национальному диалогу, высказался за то, чтобы этот диалог был нацелен на формирование общих органов власти, в которых равномерно, равноправно обеспечивалось бы представительство трех ключевых районов Ливии. "Это ровно то, о чем мы все эти годы говорили: сами ливийцы должны найти общеприемлемые для них подходы сначала к выстраиванию диалога, а затем и к обустройству своего нового государства. Внешние игроки должны всячески поддерживать такие подходы. Надеюсь, уроки, извлеченные из предыдущих попыток, окажутся полезными, и мы все-таки будем продвигаться именно в направлении поощрения самих ливийцев к разговору и поиску компромисса", - заявил Лавров.

Позднее представитель МИД РФ Мария Захарова пояснила, что Салех призвал к прекращению боевых действий в связи с наступлением священного для мусульман месяца Рамадан. В этом выступлении содержится ряд конструктивных предложений по выводу Ливии из затянувшегося военно-политического кризиса: создание единых органов власти при соблюдении пропорциональной географической представленности трех исторических регионов страны, разработка новой конституции, проведение в соответствии с ней президентских и парламентских выборов.

На Смоленской площади думают, что озвученные председателем Палаты депутатов Ливии идеи могли бы лечь в основу политических дискуссий в рамках процесса всеобъемлющего ливийского урегулирования. "На фоне примирительной тональности выступления Салеха последние заявления командующего Ливийской национальной армией Хафтара были выдержаны в жестком и бескомпромиссном ключе. В частности, он подтвердил намерение продолжить "до победного конца" начатую более года назад военную операцию и "освободить от террористов" Триполи и всю территорию Ливии, а также объявил о переходе власти в стране к военному командованию", - посетовала Захарова.

17270 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ