Вестник Кавказа

Минская группа ОБСЕ в послевоенных реалиях Карабаха

Роберт Газарян
Минская группа ОБСЕ в послевоенных реалиях Карабаха

Минская группа ОБСЕ де-факто единственная уполномоченная мировым сообществом структура на ведение переговоров по урегулированию карабахского конфликта, хотя ее позиции существенно ослабли после Второй Карабахской войны. Недавно сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили со скромным заявлением, в котором в очередной раз заявили о приверженности мирному разрешению существующих противоречий, призывая стороны конфликта к скорейшему возобновлению диалога. См.  Что может сделать Минская группа ОБСЕ для мира на Южном Кавказе?

Это необходимо для налаживания взаимодействия между армянами и азербайджанцами, учитывая, что регион ожидает деблокада транспортных путей и создание принципиально новых инфраструктурных проектов. От того, как народы Армении и Азербайджана отнесутся к реализации закрепленных в ноябрьском Заявлении соглашений, зависит осуществление новых проектов.

Минская группа надеется возобновить работу в прежнем формате. Во многом это обусловлено возросшим влиянием российского фактора в регионе и проведением миротворческой миссии. На этом фоне вовлечение других предполагаемых посредников в рамках минского формата представляется неактуальным, учитывая, что изменения в составе Минской группы мало влияли на продвижение переговорного процесса. Корнем противоречий оставались диаметрально противоположные позиции сторон конфликта, на которые состав участников группы не мог воздействовать.

Поскольку позиции МГ ОБСЕ заметно ослабли, посредники не торопятся сами проявлять инициативу и лишь предлагают помощь в организации диалога вокруг тех вопросов, которые определят сами стороны. Однако ожидать, что Баку и Ереван в скором времени выступят с какими-либо инициативами, не стоит. В Армении полным ходом идет избирательная кампания, а Азербайджан уже приступил к реализации многочисленных инфраструктурных проектов на освобожденных территориях и расценивает карабахский кризис как уже разрешенный конфликт. Востребованной со стороны Еревана может быть тема разработки новых принципов преодоления оставшихся противоречий, поскольку дальнейшая судьба остатков оккупационного режима в Карабахе по-прежнему неизвестна. Не исключено, что армянские власти попытаются добиться отмены уголовного преследования в отношении лидеров регионального сепаратизма.

Между тем будущая миссия сопредседателей может оказаться весьма скромной. Вопросы имплементации ранее достигнутых договоренностей, скорее всего, останутся за рамками группы, поскольку с этой задачей в полной мере может справиться оперативный штаб российской миротворческой миссии. Предполагаемое участие посредников в восстановлении государственных границ также нецелесообразно, так как в основе этих процессов лежит советская демаркация. Остается привычный для Минской группы мониторинг ситуации, а также закрепление уже достигнутых договоренностей в рамках ОБСЕ для последующего подтверждения мира в международных структурах ООН.

Критикам деятельности Минской группы несложно припомнить случаи из прошлого и настоящего времени, когда ОБСЕ действовала куда менее эффективно, чем ожидалось. Естественно, когда критика исходит непосредственно от участников конфликта, заявляющих, что их законные права и требования не соблюдаются. Однако, как показывает мировая практика, негодованием чаще всего преисполнены сторонние силы и центры мировой геополитики, которые позже под предлогом несостоятельности политики ОБСЕ, сами провоцируют новые очаги эскалации в зонах конфликта.

10545 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ