Вестник Кавказа

Что сделала пандемия с детьми: в преддверии 1 сентября

Что сделала пандемия с детьми: в преддверии 1 сентября

Новый учебный год в России, как в школах, так и в вузах, традиционно начнется с 1 сентября, занятия будут проходить в очном формате, но при соблюдении всех санитарных требований, рассказал сегодня министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Таким образом, дети вернутся в школы - впервые после дистанционного обучения, на которое пришлось перейти в марте из-за COVID-19. Как отразился этот вынужденный перерыв на школьниках?

Ключевым событием, изменившим жизнь людей на всей планете, стала пандемия коронавируса нового типа. Она перекроила привычный уклад и поставила перед миром множество вызовов, в том числе, принципиально новых. С 12 марта, когда Всемирная организация здравоохранения официально объявила о пандемии, прошло всего 5 месяцев, и только сейчас, когда жители планеты постепенно возвращаются - увы, не к привычной жизни, но все же к каким-то более стабильным формам существования, можно попытаться понять, как отразилось нашествие COVID-19 на мире.

С самого начала распространения заболевания медики заметили, что коронавирусу нового типа меньше всего подвержены дети, да и болезнь у них протекает, как правило, в более легкой форме, хотя, конечно, они могут быть ее переносчиками. Значит ли это, что пандемия никак не повлияла на молодое поколение? Едва ли.

По мнению психологов, для гармоничного и правильного развития ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности, что подразумевает большую или меньшую стабильность: школа, кружки, дополнительные занятия, прогулки, планы на летние каникулы, подготовка к экзаменам… И вдруг изменения начинают следовать одно за другим. Так, в Москве 14 марта мэр Сергей Собянин ввел добровольное посещение школ, а уже через неделю все московские школьники были переведены на дистанционное обучение. Далее последовали отмена и перенос экзаменов, Всероссийских проверочных работ, внутренних школьных испытаний… Конечно, этого нельзя было избежать: властям приходилось действовать, сообразуясь с эпидемиологической ситуацией. Но готовы ли были дети к таким резким переменам?

Отдельно стоит сказать про дистанционное обучение: в его адрес звучало много критики, но с другой стороны - разве была какая-то альтернатива? В ситуации, когда посещение школ оказалось невозможным, "удаленка" позволила хоть как-то не упустить образовательный процесс. Да и дети, кстати, гораздо быстрее, чем родители, приспособились к новой системе, и (хочется верить) весенние месяцы все же не прошли для них даром.

Еще одним испытанием для детской психики стала самоизоляция. Проще было тем, кто смог выбраться, например, на дачу и выходить на свежий воздух, не боясь встречи с полицейским патрулем. В городе в тренде оказались прогулки на балконе. Спасали ситуацию и технологии: "встреча" с одноклассниками/ друзьями в видеоконференции помогала скрасить вынужденное одиночество. Несомненно, был и плюс: в новых условиях дети больше общались с родителями, ведь зачастую раньше в напряженном ритме привычной жизни на это просто не хватало времени. Теперь же отцы и дети получили шанс, как это парадоксально ни звучало бы, получше узнать друг друга.

Если дефицит живого общения можно было так или иначе компенсировать, то с нехваткой движения все было сложнее. Выехать за город могли не все, тренажеры в квартире есть не у каждой семьи, а совет диетологов хотя бы ходить кругами по комнате вызывал, скорее, нервный смех. Правильное питание само по себе едва ли могло спасти положение. Врачи предупреждали: из-за вынужденной гиподинамии нас ждет эпидемия ожирения у детей, с которой придется бороться, и такие случаи уже есть.

Насколько тяжелыми для психики школьников оказались все эти испытания, зависело во многом от поведения окружавших их взрослых. Дети чутко ощущают общий эмоциональный фон близких людей. Если мама постоянно волнуется и не уверена в том, справится ли с завтрашним днем, что должен думать ребенок? Конечно, в абсолютно непривычной ситуации пандемии сложно было сохранять невозмутимость и спокойствие, и взрослые, не желая того, могли "заражать" детей мнительностью или даже паническими настроениями.

Некоторую передышку дали летние каникулы. Отступил призрак учителя на мониторе, утратила остроту проблема "зависания" электронного дневника, благодаря смягчению карантинных ограничений наконец-то появилась возможность гулять на улице и - соблюдая социальную дистанцию - общаться с друзьями. Более того, для лишенных на протяжении нескольких месяцев впечатлений детей мир открылся с новых сторон. После дефицита положительных эмоций даже, казалось бы, простые радости чувствуются острее. А вынужденный перерыв в рутине дал молодому поколению нечастую возможность переосмыслить прежние, привычные вещи, осознать себя и свое место в мире, в том числе - и в мире взрослых.

Ведь в моменты серьезных вызовов люди сплачиваются, чтобы вместе справиться с ними. Пандемия стала испытанием не только для взрослых, но и для детей: во многих ситуациях им пришлось объединить усилия, чтобы успешно решать возникающие практически ежедневно сложности. Возможно, таким образом традиционный разрыв поколений будет хотя бы в какой-то мере преодолен, и отцы и дети нашего времени смогут лучше понять друг друга.

Хочется надеяться, что эти пять месяцев не прошли для школьников даром, что они повзрослели, осознали, что не "подвешены" в воздухе, а многими нитями связаны с окружающим миром и людьми и, в определенной мере, тоже несут ответственность за них, почувствовали причастность к дальнейшей судьбе человечества. И это правильно, ведь молодое поколение - будущее нашей Земли.

9470 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ