Грузия готовится к президентским выборам, намеченным на 27 октября. Основные соперники – «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили и «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили - внимательно следят за высказываниями конкурентов особенно в дискурсе традиционно болезненной для грузинской общественности темы отношений с Россией и территориальной целостности.
Любой информационный повод получает «кумулятивный эффект», взрывая и без того напряженную обстановку. Именно такой резонанс вызвало в Грузии заявление секретаря Совета безопасности Армении Артура Багдасаряна о том, что Ереван и Тбилиси уже достигли согласия по вопросу восстановления сквозного железнодорожного движения из России через территории Абхазии и Грузии в Армению. «Грузинская сторона дала свое согласие российская и абхазская стороны - также. Но мы должны понимать, что есть конфликтующие стороны. Однако главное, что есть политическая воля к открытию железной дороги, и, в целом, развитию железнодорожных коммуникаций», - заявил Багдасарян.
Его грузинский коллега, секретарь Совета национальной безопасности Грузии и один из ближайших соратников президента Саакашвили Гига Бокерия призвал команду Иванишвили «немедленно опровергнуть или подтвердить заявление Багдасаряна». Опровержения действительно посыпались одно за другим. Пресс-служба главы Кабмина заявила, что хотя вопрос открытия сквозного сообщения действительно обсуждался, но «никакого решения по этой теме не принято». Затем спецпредставитель премьера по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе сообщил, что в ходе его встреч с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным «тема железнодорожного движения вообще не затрагивалась».
Тем не менее оппоненты Иванишвили уже фонтанируют конспирологическими теориями о том, что правительство «втайне от народа намерено отказаться от фундаментальной увязки вопросов восстановления движения и возвращения грузинских беженцев в Абхазию», на чем настаивали все грузинские власти еще со времен президента Шеварднадзе.
Причем заявление Багдасряна опроверг и официальный представитель президента Абхазии Кристиан Бжания: «Тема сквозного железнодорожного сообщения через территорию Абхазии давно не поднималась ни в рамках абхазо-российского диалога, ни в каком либо другом формате».
Зато точно известно, что железнодорожная тема обсуждалась в ходе последней встречи Владимира Путина с Сержем Саргсяном. По ее окончании армянский президент объявил о желании своей страны вступить в Таможенный союз (ТС), а президент Путин, в свою очередь, обещал выделить значительную сумму для реконструкции и реабилитации армянской железной дороги. Но ведь повышение эффективности и геополитической значимости железной дороги Армении имеет смысл только в случае задействования линии, соединяющей ее с Россией через Грузию и Абхазию…
С другой стороны, заявление о вступлении в ТС не всем понравилось в Ереване, где определенные группы, по данным информагентств, даже проводят акции протеста, настаивая на парафировании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС в ходе предстоящего в Вильнюсе саммита «Восточного партнерства».
Сопоставив факты, можно смело высказать предположение о том, что же произошло на самом деле.
Секретарь Совбеза Армении человек умный и хорошо информированный. Он прекрасно знает, что Тбилиси и Сухуми пока не договорились и вряд ли самостоятельно договорятся об открытии сквозного сообщения. Но поскольку Москва настаивала на вступлении Армении в ТС, Ереван сделал остроумный ход, увязав окончательное решение о вступлении в ТС (а оно еще вовсе не принято, несмотря на устное заявление президента Саргсяна) с обязательством Москвы, убедить Грузию и Абхазию в необходимости открытия железнодорожного движения по линии, закрытой с 14 августа 1992 года – момента начала войны в Абхазии. Только в этом случае, по мнению армянских лидеров, у Армении, не имеющей общей границы с Таможенным союзом, появится смысл и резон вступать в это постсоветское объединение вместо заключения соглашения с ЕС.
Таким образом, сенсационное высказывание секретаря Совбеза Армении – мессидж именно Москве, а не Тбилиси или Сухуми: убедите наших соседей, обеспечьте нам устойчивую связь, хотя бы по железной дороге, с Таможенным союзом, и только в этом случае, наши заявления о вступлении в ТС обретут конкретную форму. А если нет, то ведь вопрос о парафировании Арменией соглашения о зоне свободной торговле с ЕС вовсе не снят с повестки дня.
Если эта версия верна, то в ближайшем будущем грузинским и абхазским лидерам, хотят они того или нет, придется обсуждать железнодорожную тематику как во время переговоров с Москвой, так и в ходе контактов между собой.