Почему страны Персидского залива инвестируют в Среднюю Азию и Южный Кавказ

Почему страны Персидского залива инвестируют в Среднюю Азию и Южный Кавказ

За почти три десятилетия, прошедшие после распада Советского Союза, одни постсоветские государства стали процветающими, другие - нет. Геополитические и макроэкономические факторы оказали влияние на процессы формирования государственного строительства и экономического развития, но в некоторых случаях география и природные ресурсы сыграли еще более серьезную роль.

Middle East Institute в материале Why the Gulf states are investing in Central Asia and the South Caucasus пишет, что страны Центральной Азии и Южного Кавказа всегда извлекали выгоду из своего расположения на карте мира, и сегодня инвестиции туда поступают с Запада, из Китая, России и других стран.

Нефть и газ

Казахстан, Туркменистан и Азербайджан в партнерстве с международными компаниями начали разрабатывать и экспортировать свои запасы нефти и газа, но их главная проблема заключается в отсутствии выхода к открытому морю. Единственным способом доставки энергоносителей на мировые рынки были трубопроводы советской эпохи, что создавало проблемы с контролем и ценообразованием.

Для решения этой проблемы были реализованы проекты по расширению инфраструктуры и экспортных возможностей. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан работали с Китаем над строительством газопроводов. Казахстан построил портовые сооружения на Каспии для экспорта нефти через Азербайджан в Европу. Сам Азербайджан отправлял большую часть своего газа в Европу по трубопроводам, проходящим через Грузию и Турцию.

Несмотря на то, что Казахстан расширил нефтяную экспортную сеть, страна по-прежнему перенаправляет большую часть энергоресурсов по российским трубопроводам, которые заканчиваются в портах на Черном море. Оттуда нефть может переваливаться по всему миру. Большая часть азербайджанской нефти попадает в турецкий средиземноморский порт Джейхан, откуда может быть доставлена в Европу, а по более обширной газопроводной сети вскоре можно будет отправлять азербайджанский газ напрямую в Европу. 

Однако в последние пять лет перед возникла проблема волатильности цен на нефть, которая нанесла удар не только по экономике, но и по торговым партнерам, не обладающим значительными ресурсами. Снижение нефтяных цен было внезапным и серьезным: стоимость снизилась с более чем $100 за баррель в начале 2000-х годов до $26 в 2016 году. Оказавшиеся под ударом страны Центральной Азии и Южного Кавказа активизировали усилия по диверсификации экономики и одновременно начали искать новых инвесторов. Богатые страны Персидского залива оказались наиболее приемлемым вариантом за счет их финансовых ресурсов и заинтересованности в диверсификации своей экономики.

Хотя государства Персидского залива начали инвестировать в зарубежные страны десятилетия назад, в последнее время они активизировали усилия из-за волатильности нефтяных цен и растущей международной газовой конкуренции, которая угрожает снизить цену на этот ресурс. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия возглавили список зарубежных инвесторов. Их усилия включают приобретение акций в американских и европейских компаниях, а также дополнительные инвестиции в евразийский регион. 

Инвестиции в Центральную Азию

ОАЭ стали явным инвестиционным лидером в Центральной Азии, будучи привлеченным обширными ресурсами региона и его стратегическим расположением. Основной инвестиционный инструмент ОАЭ, суверенный фонд благосостояния Mubadala, вложил деньги в ряд энергетических проектов в регионе, включая строительство угольного завода и химического комплекса в Казахстане. Mubadala также подписала инвестиционные соглашения на сумму $10 млрд в Узбекистане, в основном в сфере производства и распределения электроэнергии. В частном секторе дубайская компания DP World помогла Казахстану построить погрузочно-разгрузочные комплексы в порту Актау на Каспийском море и в особой экономической зоне Хоргос на границе с Китаем.

Еще одна дубайская компания Dragon Oil перекачивает нефть из туркменского участка Каспийского моря. Фактически это единственный иностранный производитель, экспортирующий туркменскую нефть.

В свою очередь, Саудовская Аравия выделила Туркменистану деньги для строительства участка трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), по которому туркменский газ будет поставляться в Индию. Если строительство ТАПИ завершится, то трубопровод станет значительным активом для обеих стран, но столкнется с рядом геополитических препятствий и проблем безопасности, поскольку будет проходить через нестабильные Афганистан и Пакистан.

Туризм и торговля на Южном Кавказе

Страны Персидского залива вложили меньше средств в Южный Кавказ, чем в Центральную Азию, но всплеск туристов из стран Залива привлекает инвестиции в Азербайджан и Грузию. Эти две страны приняли 300 тыс. туристов с Ближнего Востока в 2018 году, что значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2018 году Азербайджан ввел систему получения виз по прибытии для граждан стран Персидского залива, что способствовало росту туристов из региона. Баку также стремится привлечь инвестиции в недвижимость, обрабатывающую промышленность и гостиничный бизнес за счет развития делового туризма. 

Грузия уже заработала около миллиарда долларов, благодаря торговым отношениям с ОАЭ и Саудовской Аравией. В дополнение к существующим соглашениям о свободной торговле с Китаем, Турцией и странами Центральной Азии, Тбилиси рассматривает аналогичные соглашения с ОАЭ и Саудовской Аравией для дальнейшего увеличения объемов торговли.

У Грузии есть серьезный потенциал в отношении привлечения прямых иностранных инвестиций. Рост ВВП страны составляет более 4% в год, она входит в число десяти ведущих государств в рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса”, при этом налоги в государстве крайне низкие. Грузия инвестирует значительные средства в основную инфраструктуру: автомагистрали, порты и аэропорты с целью использования своего географического положения и заключения выгодных торговых соглашений.

Поскольку ОАЭ и Саудовская Аравия проявляют все больший интерес к зарубежным инвестициям, вполне вероятно, что значительный объем средств государств Персидского залива поступит в секторы энергетики и розничной торговли.

Потенциальные зоны роста

Хотя все страны Центральной Азии и Южного Кавказа, кроме Грузии, не имеют выхода к морю, они в совокупности предоставляют возможность для автомобильного и железнодорожного сообщения с прибыльными европейским, китайским и российским рынками. Это уже привело к значительным инвестициям в транспортную инфраструктуру, но многое еще предстоит сделать. Страны Персидского залива могут оказаться в числе тех, кто получит выгоду от этой серьезной возможности.

Между тем, Центральная Азия и Южный Кавказ считаются ключевыми участниками масштабной китайской инициативы ”Один пояс - один путь”, и два из запланированных в рамках инициативы транспортных коридора проходят через регион.

Среди уже осуществленных проектов транспортной инфраструктуры железная дорога ”Баку-Тбилиси-Карс” из Азербайджана в Турцию, которая была завершена в 2017 году, и Транскаспийский международный транспортный маршрут. По Транскаспийскому маршруту китайской инициативы ”Один пояс - один путь” китайские товары доставляются в Европу через Турцию. Первая поставка была осуществлена 3 ноября 2019 года.

Помимо совместной работы с зарубежными инвесторами по проектам в области транспорта и инфраструктуры, страны Центральной Азии и Южного Кавказа работают с государствами Западной Азии над созданием интегрированного регионального энергетического рынка. В сентябре 2019 года девять стран Центральной и Западной Азии подписали декларацию в рамках программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) Азиатского банка развития как для интеграции, так и для либерализации энергетических рынков.

Эксперты считают, что для создания трансграничного энергетического рынка потребуется около $400 млрд на проекты по наращиванию энергетических мощностей. Эта цифра настолько заманчива, что, вероятно, привлечет множество иностранных инвесторов. Дальнейшая интеграция рынков будет означать расширение также и потребительского рынка.

Все эти проекты, а также ряд трубопроводов, построенных за последние 20 лет, превратили бывшие советские республики в независимых экономических игроков с растущим международным авторитетом. Их роль в качестве транспортного коридора с востока на запад и с севера на юг говорит о том, что при большем объеме инвестиций, включая средства стран Персидского залива, государства Центральной Азии и Южного Кавказа будут процветать и в дальнейшем.

12340 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!