Вестник Кавказа

Почему для решения проблем в экономике правительство Армении выбирает обходные пути

Сусанна Петросян, Ереван

Принятые в первом чтении Национальным собранием Армении поправки в закон "О государственном долге" вызвали обеспокоенность многих экономистов. Дело в том, что новые изменения предполагают замену понятия государственного долга на долг правительства и в целом направлены на изменение структуры госдолга. Действовавший ранее закон определял внешний госдолг как совокупность долгов правительства и Центробанка. Кроме того, законодательство ограничивало объем внешнего долга на отметке 60% от ВВП. Представленный правительством законопроект отделяет долг правительства от долга ЦБ и перенацеливает ограничение в 60% только на долг правительства.

Внешний долг Армении на сегодняшний день составляет 4,6 млрд дол. или 52,8% от объема ВВП. По прогнозам МВФ, к 2020 году он вырастет до 62%. Отметим, что внешний долг России составляет 18,8% от ВВП, Казахстана - 17,2%, Грузии - 44,2%, Ирана - 11,9% от ВВП.

По убеждению замминистра финансов, главного казначея Армении Атома Джанджугазяна, благодаря новому закону у ЦБ появятся дополнительные возможности для займов.

По словам руководителя аналитического центра "Альтернатива", экономиста Татула Манасеряна, выведение госдолга из-под обязательств Центробанка стало распространенным явлением в международной практике, и предложенные правительством поправки не повлекут негативных последствий для армянской экономики.

 

Однако эксперты и оппозиционные политики с большой подозрительностью и недоверием отнеслись к инициативе правительства, полагая, что изменение структуры госдолга откроет новые широкие возможности для дальнейшего накопления долгов по кредитам.

По словам депутата от фракции "АРФД" Арцвика Минасяна, поправки носят далеко не технический характер и это вызывает серьезные опасения: "Стремление правительства снять ограничение для внешнего долга демонстрирует всю сложность ситуации, то есть она настолько плохая, что власти вынуждены думать, откуда им еще достать деньги".

"Отныне ЦБ может брать кредиты без ограничений, так как в результате предлагаемых поправок ограничения распространятся только на долг правительства, а это значит, что власти стремятся увеличить размер госдолга Армении",- говорит секретарь парламентской фракции "Армянский национальный конгресс" Арам Манукян.

Аналогичного мнения придерживается и экономист Вагн Хачатрян, по словам которого, разделение внешнего долга позволит правительству рассчитывать на дополнительные кредиты для обеспечения бюджетных расходов.

 

Внешний долг сам по себе не столь ужасен, если он расходуется эффективно, целенаправленно и не расхищается. В случае Армении, однако, внешние кредиты с точки зрения развития экономики были неэффективными.

По сравнению с 2008 годом госдолг увеличился в три раза. Так, в 2008 году внешний госдолг составлял 1,5 млрд долларов или 13% от ВВП. За последние годы Армения накопила внешний долг, который приблизился к 5 млрд дол., однако экономика не развивается, а лишь "держится на плаву".

За последние 7 лет ВВП снизился 11,6 млрд до 10,9 миллиарда. В течение последних лет в стране зафиксирован спад внешнего торгового оборота примерно на 2-2,5 млрд дол., а объем трансфертов в 2015 году упал на 40%. При этом государство обслуживает внешний долг в основном за счет экспорта и трансфертов.

По оценке некоторых экспертов, для армянской экономики возможность получения неограниченных кредитов Центробанком с учетом падения экспорта и объема трансфертов грозит дефолтом. Армения рискует повторить судьбу Греции, которая, несмотря на ряд предпринятых экономических преобразований, таких как реформа пенсионной системы и сокращение бюджетных расходов, была признана неплатежеспособной.

Власти Армении, несмотря на негативные ситуации в экономике, озвучиваемые представителями МВФ, продолжают решать накопившиеся экономические проблемы за счет новых долгов. В результате этого, Армения все больше и больше попадает в финансовую зависимость от кредиторов, в основном из России и Запада, что может сделать ее уязвимой для внешних игроков. Однако армянская власть не предпринимает каких-либо шагов для развития экономики, способных исключить необходимость в новых займах. Для реального развития экономики необходимо пойти на ряд серьезных шагов, в том числе, на ограничение, а то и на ликвидацию монопольного уклада экономики. Но это прямо противоречит интересам правящей администрации, которая заинтересована в сохранении монополий в экономике, как в одном из основных условий для монополизации политической власти со стороны правящей партии.

Таким образом, власти выбрали для решения экономических проблем обходной путь, который вместо того, чтобы вывести Армению на путь развития, что еще больше ввергает страну и ее народ в "темную дыру", где непонятным образом исчезают все кредитные средства, а экономика продолжает еле дышать.

22690 просмотров