Вестник Кавказа

Мюнхенские ожидания: взгляд из Москвы

В последний день января начнет работу 50-я Мюнхенская конференция по безопасности. Семь лет назад именно там Владимир Путин произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь, расцененную некоторыми западными политологами как начало новой холодной войны.
На этот раз 20 глав государств и правительств, а также более 50 министров иностранных дел и министров обороны будут обсуждать ситуацию в Сирии, отношения с Ираном, кризис на Украине (уже пригласили Виталия Кличко), будущее трансатлантического сообщества и роль, которую должны играть Россия, Евросоюз и США при решении важных проблем в сфере международной безопасности.

Завотделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов видит несколько важных тем, которые стоит серьезно обсудить: "Первая касается возможной реконфигурации трансатлантических отношений внутри альянса. Для России это очень важный вопрос, заключающийся в том, кто, вообще говоря, основные адресаты российской внешней политики на будущее. Это НАТО? Или это отдельные страны-члены НАТО? Каким образом изменятся германо-американские отношения, европейско-американские отношения? Где Россия может искать своих партнеров без того, чтобы каким-то образом провоцировать новые линии разломов внутри трансатлантического альянса. На самом деле, Россия заинтересована в достаточно крепких трансатлантических связях, в том, чтобы эти связи обеспечивали другую очень серьезную, существенную связку – связку России с нашими западными партнерами, в том числе и через НАТО. И здесь Афганистан не единственная тема, хотя очень важная и ключевая. Речь идет о том, сможем ли мы говорить об общей стратегии по Афганистану, об общем контексте нашей политики по Афганистану после вывода войск НАТО".

Для России, по словам Данилова, важно "каким образом будет переформатирована военная активность в том, что касается боевой и учебной подготовки внутри НАТО, каким образом и как будут проводиться учения, эти учения будут интенсифицироваться наверняка. Не секрет, что и Россия и наши западные партнеры время от времени громко, но тем не менее постоянно упрекают друг друга в, если не провоцирующей военной активности, то, по крайней мере, в недружественном поведении, в том, что касается даже таких вопросов, как военные учения".

Другая важная тема, считает Данилов, борьба с международным терроризмом: "Несмотря на все громкие заявления о том, что мы должны объединить усилия для борьбы с нетрадиционными вызовами, сотрудничество ведется слабо. А это тема должна подниматься очень широко и серьезно, в том числе, и в контексте Афганистана, в том числе, и в контексте тех конфликтов, которые сегодня существуют на Ближнем Востоке, в Африке и так далее".

Заведующий сектором военно-политического анализа Института мировой экономики и международных отношений ИМЭМО РАН, профессор МГИМО Сергей Ознобищев уверен, что между НАТО и Россией сегодня очень холодные отношения: "Вокруг этих очень холодных отношений мы пытаемся нанизывать области партнерства и взаимодействия. На самом деле, партнерство должно давать реальные результаты. Эти результаты должны быть известны ключевым политическим фигурам в Москве. Результаты, даже те, которые есть, они не известны, к сожалению".

Говоря об Афганистане Ознобищев выразил уверенность, что это "та область, где мы должны продолжить взаимодействие. Надо наладить отношения между НАТО и ОДКБ. ОДКБ сейчас очень много делает в плане попыток предвидения, предотвращения будущих острых ситуаций, которые могут возникнуть после ухода и НАТО и США из Афганистана. Но здесь все обращения к НАТО остаются без ответа. ОДКБ, по-моему, уже устала обращаться, а ведь надо взаимодействовать, потому что нестабильный Афганистан, талибы – наша общая опасность. Не только терроризм, против которого США боролись, боролись, а потом перестали бороться".

См. также "Мюнхенские ожидания: взгляд из Европы"

11315 просмотров