Визит российских политиков в парламент Грузии распалил тлеющее недовольство населения до взрыва. Вечером 21 июня начались новые протесты. Tagesschau в своей статье Georgien Zwischen Ost und West пишет, что тот, кто победит сейчас, может определить курс Грузии.
Это не лишено горькой иронии: во время протестов в четверг вечером в Тбилиси также арестовали двух ученых, которые исследует советское прошлое в архивах Грузии. На одной из фотографий изображен Ираклий Хвадагиани с синяком в тюремной камере. Там они были избиты, рассказал он онлайн-платформе Netgazeti. Они собрались в четверг с тысячами других протестующих на площади перед парламентом, чтобы выразить свое недовольством появлением российских политиков в парламенте. На этой же площади установлен мемориал, посвященный подавлению демонстрации советскими солдатами в 1989 году, в результате которой погибли 20 человек. 30-летие этой трагедии отмечалось всего несколько недель назад.
Также русско-грузинская война одиннадцатилетней давности назад жива в памяти грузин. Массивное российское военное присутствие в районах Абхазии и Южной Осетии не только нарушает соглашение, заключенное при посредничестве ЕС. Это также почти ежедневная тема для грузинской общественности, и она объединяет большую часть населения, которое в иных случаях разделено во многих отношениях.
Тем менее понятно, почему правящая партия «Грузинская мечта» решила провести в парламенте мероприятие «Межпарламентская ассамблея православия» под руководством депутата Госдумы России Сергея Гаврилова. Этот факт, а также жестокое обращение полиции с оставшимися после полуночи протестующими говорят о слабости политического руководства правительства, в котором многие граждане упрекают его в течение длительного времени. Едва ли поможет то, что президент парламента Ираклий Кобахидзе ушел в отставку, а лидер партии Бидзина Иванишвили дистанцировался от мероприятия.
В 2012 году богатый бизнесмен и его партия «Грузинская мечта» были с подавляющим большинством избраны в парламент. Миллиардер, который разбогател в России, пообещал в то время компенсировать то, что не смогли сделать бывший президент Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение» в рамках своей политики быстрой модернизации страны. Речь шла о большей демократизации, лучшей социальной политике и рабочих местах.
Но Иванишвили не оправдывает возложенных на него ожиданий. Изменения, если таковые имеются, осуществляются только небольшими шагами. В опросе, проведенном в апреле, Иванишвили получил самую негативную оценку среди всех известных политиков в Грузии. Кроме того, 46 процентов считают, что страна движется в неправильном направлении. 56 процентов оценили работу правительства как "плохую". То, что осенью на президентских выборах кандидат, которого поддержал Иванишвили Саломе Зурабишвили, победила с минимальным отрывом от кандидата оппозиции, связано с тем, что банк Иванишвили пообещал погасить банковские задолженности 600 000 грузин на сумму 1,5 миллиарда долларов.
Другая причина в том, что разделенная оппозиция до сих пор не предложила альтернативы. На Саакашвили выдан орден на арест, а некоторые из его товарищей основали новую партию. Есть и другие либеральные, прозападные партии. В четверг они увидели для себя момент, чтобы использовать ярость населения для выражения протеста и требований отставок, избирательной реформы и досрочных парламентских выборов. Многие из бывших товарищей Саакашвили, такие как Гига Бокерия и Гиги Угулава, смешались с протестующими.
Правительство обвинило их в том, что они подталкивали людей к штурму парламента. Они сами сказали, что пытались отговорить демонстрантов от применения насилия. Тем не менее, они не пользуются широкой поддержкой: перед лицом жестокости полиции всплыли воспоминания о протестах против Саакашвили в 2007 году, окончившиеся массовым насилием со стороны полиции именно на этой площади перед парламентом. В то же время многие граждане страдали от «обязательных пожертвований» государству в эпоху Саакашвили: они должны были уступить землю или имущество государству, которое, в свою очередь, продавало его инвесторам по высоким ценам. Многие из этих дел все еще ожидают своего судебного рассмотрения.
В этом вакууме политического лидерства ультраконсервативная православная церковь продолжает набирать вес. В течение многих Церковь считается самым уважаемым государственным учреждением в Грузии. Всякий раз, когда Патриарх Илия II призывает к протесту, люди следуют за ним. Его слова имеют больший вес, чем слова любого политика. Но он проповедует средневековый образ семьи и не считается с правами женщин. Церковь разжигает националистические настроения среди населения, разжигает напряженность в отношениях с меньшинствами в стране и с соседними странами.
Это привлекательно для тех, кто не хочет отождествлять себя с современной, ориентированной на Запад Грузией, а также для тех, кто разочарован невыполненными обещаниями демократизации и процветания. Но Православная Церковь поддерживает тесные отношения с Россией, а появление российских политиков и реакция лидеров в Москве являются раздражителем для грузин. Например, президент Владимир Путин запретил полеты в Грузию и предложил, чтобы туристические агентства прекратили предлагать туры в республику Южного Кавказа. В настоящее время тысячи российских туристов приезжают в страну.
Теперь дело за многочисленными прогрессивными группами и небольшими группами гражданского общества, которые должны договориться о требованиях к правительству от имени населения. Таким, 39 организаций объединились, чтобы осудить «несоразмерное использование» насилия со стороны полиции. В пятницу вечером тысячи людей снова пришли к парламенту, чтобы выразить свой гнев на правительство.