Европейские институты и официальные органы продолжают инициировать и поддерживать несколько интеллектуальных, исследовательских и религиозных инициатив на Ближнем Востоке под предлогом реформирования исламского менталитета или решения кризисов в исламском мире. Подобный интерес Европы к исламской реформе вызывает много вопросов о целях этих инициатив и причинах все более интенсивной деятельности.
Аналитическое издание Middle East Monitor в статье European initiatives for Islamic reform; why, and to what end? задается вопросом - идет ли речь о новом европейском заговоре против ислама или европейцы делают это на благо мусульман и вносят свой вклад в борьбу с общей угрозой насилия и экстремизма в мире?
Несколько европейских институтов поддерживает религиозную реформу в целом, но в особенности в отношении ислама. В частности, этим занимаются Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Фридриха Эберта и Фонд Бергхоф в Германии; Фонд Кордовы в Женеве при поддержке Министерства иностранных дел Швейцарии; и Шведский институт Александрия, который помог Центру исследований арабского единства организовать важную конференцию по религиозной реформе, результаты которой были недавно опубликованы. Есть также церкви в Швеции, Дании и Великобритании, которые участвуют в таких мероприятиях, наряду с европейскими посольствами на Ближнем Востоке. В частности, посольства Великобритании, Норвегии и Дании поддерживают ряд учреждений, работающих в области религиозной реформы и мусульманско-христианского диалога.
Эти учреждения, министерства иностранных дел и церкви также спонсируют десятки конференций и семинаров, проводимых в арабских странах для обсуждения ситуации в целом в религии, хотя они, как правило, сосредоточены на исламе и мусульманах. Заметно также увеличение объема исследований и научных работ, опубликованных в Европе, особенно во Франции, о насилии в исламе, исламских движениях и о том, как противостоять экстремизму. Есть несколько исследователей, которые специализируются на мониторинге исламских явлений, включая Жиля Кепеля и Оливье Руа, которые опубликовали много книг об исламских движениях.
Почему возник европейский интерес к религиозной реформе, в частности к исламу? Аналитики указывают несколько причин. В первую очередь они говорят о растущем влиянии фактора религии в европейских обществах. Существует также интерес со стороны официальных и исследовательских учреждений к пониманию исламских явлений, возникших в последние годы.
У Европы есть своя история религиозных конфликтов и войн, особенно между католиками и протестантами, тем не менее существует различие между реальностью европейского и исламского опыта, учитывая, какие конфликты на религиозной почве сегодня переживают мусульмане.
Стоит также учитывать растущие опасения Европы в отношении конфликтов в арабском и исламском мире и их последствий для Европы. Эти факторы подталкивают европейцев к решению этих конфликтов и сотрудничеству с арабами и мусульманами.
Вот почему европейские институты считают необходимым внести вклад, хотя и в определенных пределах, в процесс исламской реформы. Однако мусульмане рассматривают европейскую колонизацию арабского и исламского мира, особенно со стороны Великобритании и Франции, как фактор, провоцирующий возникновение сектантских и доктринальных разногласий и конфликтов. Есть мнение, что европейские и американские разведывательные службы поддерживали экстремизм, развившийся в мусульманском мире за последние 100 лет вплоть до сегодняшнего дня. Если эти страны и агентства действительно поддерживают распространение экстремизма, сектантских и доктринальных конфликтов, как их институты могут внести позитивный вклад в религиозную и исламскую реформу?
Среди исламских кругов есть опасения, что целью европейских инициатив является искажение ислама или отвлечение его от реальных целей. Они также опасаются, что эти инициативы создадут новый вид европейского ориентализма. Вне зависимости от легитимности или обоснованности любой точки зрения, на сегодняшний день европейская деятельность, связанная с религиозной реформой, исламскими движениями и исламом, становится все более интенсивной.
Активисты мусульманского сообщества не могут игнорировать эти инициативы или бойкотировать их. Но лучше иметь дело с каждой инициативой отдельно, чтобы выяснить ее цели и эффективность. Нельзя оценивать их в совокупности или судить о том, что происходит именно потому, что у каждой страны есть свои соображения и цели, и у каждого института есть свое видение собственной интеллектуальной, политической или исследовательской деятельности.