В случае угрозы четыре страны НАТО готовы обратиться за помощью к РФ. Таковы были результаты опроса Института Гэллапа, опубликованного перед Мюнхенской конференцией по вопросам безопасности. Данные намечают изменения в военных альянсах времен окончания холодной войны, вновь испытавших давление и ставших предметом тщательного анализа после избрания Дональда Трампа на пост президента США.
Наибольшее число стран, опрошенных ассоциацией WIN/Gallup International, отдает приоритет по линии обороны сотрудничеству с США. На основе этого можно сделать вывод, что Соединенные Штаты пока останутся военной державой, имеющей самую обширную глобальную сеть союзников по всему миру. Наряду с этим, Китай и Россия выбрали друг друга, а мнения людей в раздираемой гражданской войной Украине и Ираке разделилось почти ровно пополам. Но интересно, что Россию выбрали целых четыре страны-члены возглавляемой США Организации Североатлантического договора, а именно Болгария, Греция, Словения и Турция. В ходе недавнего визита в Европу министра обороны США Джеймса Мэттиса он старался объяснить идею «жесткой любви» США к своим союзникам по НАТО – убедить их увеличить расходы или в противном случае поддержка США войдет в «умеренное русло». По словам вице-президента WIN/Gallup International Канчо Стойчева, как раз сейчас результаты опроса демонстрируют постепенное политическое переустройство вокруг разных «полюсов безопасности». «Не удивительно, что россияне и китайцы выбрали друг друга, однако в этом есть что-то новое, - говорит Стойчев. – Политика США за последние 20 лет привела Россию в объятия Китая, что довольно странно, ведь Россия по сути является частью Европы».
Выходя за пределы НАТО
«В то же время результаты в некоторых европейских странах-членах НАТО показали, как их основополагающие решения в сфере безопасности выходят за пределы НАТО», - добавляет он. Например, Болгария и Греция считают, что самая серьезная угроза для их безопасности исходит со стороны Турции. Хотя Турция является членом НАТО и поэтому теоретически должна быть их союзником, вторжение Турции в северную часть Кипра и оккупация этой области в 1974 году, показали, что Болгария и Греция не могут рассчитывать на помощь и защиту НАТО, поэтому эти страны направляют свои взоры и надежды в сторону России. Кроме того, по словам Стойчева, некоторые члены НАТО среди стран Западной Европы чаще надеются на помощь в обеспечении безопасности со стороны других европейских государств. Хотя в ходе опроса 30% бельгийцев и отдали свой голос за США, но большинство выбрало своих географических соседей по континенту - 25% проголосовало за Францию, а 12% - за Великобританию. Число шведов, выбравших Великобританию (29%), почти совпадает с гражданами, проголосовавшими за США (31%).
Большинству стран-союзниц по НАТО потребуются годы, чтобы достичь планки в 2 процента годового ВВП на содержание альянса, которого требует Мэттис. Выступая в кулуарах Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, декан факультета экономики и науки в швейцарском университете Санкт-Галлен Джеймс Дэвис заявил, что “европейцы до смерти напуганы” и опасаются развала НАТО. Центральное место в риторике европейских политиков по-прежнему достается страху перед военной мощью России. “Если вы знаете что-нибудь об истории последних 200 лет в Европе, объявление на этой неделе о намерении румынов и чехов поставить центральные воинские подразделения под командование Германии немного шокирует”, - считает Дэвис.
Православные христиане
«Хоть страхи и должны были сплотить членов НАТО, но этого не может произойти из-за различий в восприятии угрозы разных стран, а также разобщения их другими силами», - отмечает Дэвис. Он добавил, что опрос Гэллапа также отражает широкий разрыв между православным миром и западным христианством – православные страны Греция и Болгария выбрали Россию, а на Украине, в Боснии и Герцеговине, где процветают обе конфессии, голоса разделились пополам. Исключением стала католическая Словения, где с небольшим перевесом приоритет был отдан России. Напротив, в Румынии, преимущественно православном государстве, большинство жителей проголосовало за США. Впрочем, по словам Дэвиса, подобные сдвиги наблюдаются и за пределами Балкан. “Старые времена, когда существовало единение перед лицом советской угрозы, для моих студентов это что-то из древней истории ”, – отмечает Дэвис. Он добавил, что после войны в Ираке многие жители европейских государств больше не согласны с необходимостью отдавать США ведущую роль на мировой арене. Эта тенденция вполне может продолжиться во время президентства Трампа.
В опросе ассоциации WIN/Gallup International, проводившемся в период с октября по декабрь 2016 года, принимали участие жители 66 стран по всему миру (по 1000 человек из каждого государства). Погрешность исследования составляет в среднем от 3,5 до 5 процентов.