В Минобороны России прошли переговоры между делегациями военных ведомств России и Турции.
"Двадцать первого июня в Москве состоялись переговоры между делегациями министерства обороны Российской Федерации и министерства национальной обороны Турецкой Республики. Стороны обсудили вопросы безопасного выхода турецких торговых судов и вывоза зерна из украинских портов, а также подходы к обеспечению безопасного мореплавания в акватории Черного моря", - говорится в сообщении.
Делегации Министерств обороны России и Турции подчеркнули важность двустороннего взаимодействия, которое позволило обеспечить выход из порта Мариуполь, в том числе турецкого сухогруза "Азов Конкорд". По итогам встречи достигнута договоренность о продолжении консультаций.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" военный обозреватель медиахолдинга "Правда.ру", ведущий программы "Контрольный выстрел" Александр Артамонов, основную угрозу безопасности в Черном море сейчас представляют старые корабельные якорные мины. "Там есть не только якорные мины, но именно они в большом количестве были рассеяны вокруг Одессы ВСУ, а затем сорвались с якорей. В итоге теперь они затрудняют навигацию на всей протяженности морских путей, проходящих через черноморскую акваторию, доплывают даже до Босфора", - сообщил он.
"Разумеется, это очень волнует Турцию и требует немедленной реакции. Турция уже занимается разминированием, минные тральщики ходят вдоль турецких берегов, где были замечены опасные объекты. Так как речь идет о старых минах, фактически вышедших из строя, с ними приходится быть крайне осторожными: они взрываются от малейшего прикосновения к контактным датчикам, зачастую от простого колебания воды. Это очень опасно. Предложение Турции о совместных усилиях по разминированию, которое было воспринято Россией, напоминает согласованные действия в Карабахском экономическом районе Азербайджана, где турецкие и российские минеры работают вместе", - обратил внимание Александр Артамонов.
"Поскольку Турция не сторона конфликта, российско-турецкое сотрудничество в обеспечении безопасности Черного моря должно встретить понимание как у Киева, так и у такой потенциальной стороны конфликта, как молдавское правительство. Молдавия сопредельна зонам, где были рассеяны мины, и тоже может оказываться в зоне опасности. Таким образом, при разминировании фарватеров будет решен вопрос не только безопасного мореходства, но и снабжения всем необходимым как украинских портов, так и остальных портов стран, имеющих выход к Черному морю", - подчеркнул эксперт.
Также он напомнил о значимости для безопасности Черного моря закрытия проливов от западных военных кораблей по Конвенции Монтре. "Это мудрый и продуманный жест Анкары. Допустим, французский авианосец "Шарль де Голль", несмотря на миролюбивые заявления Макрона, вроде бы стремившегося к миру и разрядке, очень хотел проникнуть в Черное море, но пройти проливы не смог. В результате авиация с этого корабля в зону конфликта поднимается из Восточного Средиземноморья, то есть на отдалении от Черного моря и берегов России и Украины. Это обычная мера, которая применяется Турцией в случае, если есть угроза безопасности в Черном море", - констатировал Александр Артамонов.
"В то же время, Конвенция Монтре ни в коей мере не мешает российским военным кораблям выходить за пределы Черного моря или возвращаться на базу, если они приписаны к Черноморскому флоту, а не к Северному флоту. То есть тут соблюдается максимальный баланс всех стран, имеющих прибрежную линию вдоль Черного моря, и одновременно лимитируется конфликт, поскольку ни одна внешняя страна не может войти туда со своими кораблями", - заключил он.