Совет директоров Банка России на сегодняшнем заседании принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 6% годовых. Комментируя его, в Центробанке отметили, что в феврале-марте ситуация развивается "с существенным отклонением" от его базового сценария, объяснив это изменением внешних условий: распространением эпидемии коронавируса и резким падением цен на нефть.
Ослабление рубля регулятор назвал временным проинфляционным фактором. Из-за этого годовая инфляция может превысить целевой уровень в этом году, не исключили в ЦБ. "Однако значимое сдерживающее влияние на инфляцию будет оказывать динамика внутреннего и внешнего спроса", - указывается в сообщении регулятора. Это связано с "выраженным замедлением роста мировой экономики и возросшей неопределенностью", пояснили в ЦБ. Согласно его прогнозу, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в следующем году.
Пакет мер правительства и Центробанка "обеспечивает финансовую стабильность и окажет поддержку экономике", отмечается в материалах регулятора. Все эти факторы были приняты во внимание при принятии решения по ключевой ставке, сообщили в Центробанке.
Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте. Кроме того, ЦБ будет оценивать риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Следующее заседание совета директоров Центробанка, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, состоится 24 апреля.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" экс-зампред Центробанка России, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко, нынешняя ситуация с курсом рубля и ключевой ставкой отличается от аналогичной ситуации зимы 2015 года одной важной деталью: инфляция сейчас заметно ниже целевой в 4%.
"Заметьте, в 2015 году Центробанк резко поднимал ставку не ради торможения девальвации рубля, а ради борьбы с инфляцией. Еще в 2014 году было установлено, что курс рубля будет плавающим, и по сей день сохраняется та политика, что Центробанк не вмешивается в курсовую динамику больше, чем для сглаживания волатильности. Но для сглаживания волатильности он продает валюту – свою или Минфина, а ключевую ставку для влияния на курс не использует", - подчеркнул экс-зампред Центробанка.
"Поднять ставку Центробанк могут сподвигнуть только угрозы повышения инфляции. Для этого нужен или существенный рост импорта, чего у нас сейчас нет после введения санкций, либо быстрые темпы роста доходов населения, чего тоже вряд ли приходится ожидать. Оба фактора пока не дают никаких сигналов с точки зрения роста инфляции, а значит, и причин повышать ключевую ставку у ЦБ не имеется", - обратил внимание Константин Корищенко.
Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов, в свою очередь, назвал два основных фактора, по которым ЦБ не стал повышать ключевую ставку. "Во-первых, Банк России повышал бы ставку, если бы существовал спекулятивный навес рублей, который грозил бы выйти на валютный рынок и обрушить рубль. Такого навеса сейчас все-таки у нас нет. Ситуация, начавшаяся в декабре 2014 года, когда массовый спекулянт стал закупать доллары на внутреннем рынке, сейчас не повторяется", - прежде всего указал он.
"Во-вторых, ЦБ пошел бы на резкое повышение ставки, если бы появились риски серьезного всплеска инфляции, когда валютный курс резко повышает темы ее роста, провоцируя панику. Сейчас в Центробанке инфляционные ожидания населения оцениваются как весьма умеренные, ведь доходы населения низкие, у людей попросту нет силы резко повысить цены на потребительские товары и услуги. Поскольку оба риска небольшие, ЦБ решил ставку и не повышать. Кроме того, надо понимать, что рост ключевой ставки – это торможение инвестиций в российскую экономику, чего сейчас допускать нельзя", - заключил Александр Абрамов.