Вестник Кавказа

Российский рынок труда пережил пик пандемии?

Российский рынок труда пережил пик пандемии?

Пик негативных эффектов, вызванных пандемией COVID-19 на рынке труда в России, остался позади. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков в рамках социального форума "Эффективные антикризисные стратегии государства и бизнеса: социальный аспект", организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей.

"Рынок труда в Российской Федерации на сегодняшний день прошел пик пандемии значительно лучше, чем в целом ряде стран", - цитирует его ТАСС.

Глава Минтруда пояснил, что уровень безработицы в России по итогам мая составил 6,1%. При этом, по словам Котякова, в "таких развитых странах, как Соединенные Штаты", он превышал 13%.

На сегодня в центрах занятности официально зарегистрировано 2,476 млн безработных.

Ранее Котяков заявлял, что стабилизация ситуации на рынке труда в России ожидается в четвертом квартале текущего года.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, на сегодня сказать с абсолютной уверенностью, что в России не будет расти безработица, не может никто. "Можно говорить о том, что на сегодняшний день произошла стабилизация рынка труда в силу ряда обстоятельств. Фактор, связанный с ограничением деятельности в том виде, в котором он действовал в мае, прекратил свое влияние. Для многих компаний открылась возможность осуществлять свою деятельность – это либо торговля, либо предоставление сервисных услуг. Люди, которые оказались временно незанятыми, они сейчас могут вернуться к работе", - пояснил он.

По словам эксперта, сейчас необходимо очень внимательно следить за состоянием рынка труда с точки зрения ряда показателей. "Во-первых, все равно будут действовать отложенные эффекты закрытия предприятий. Не решились их проблемы, связанные с накоплением долгов по аренде, ранее приобретенному в рамках кредитных линий имуществу. Все это может привести к определенной степени ухудшения условий деятельности этих предприятий, к их остановке, банкротству. Эти факторы будут реализовываться с разной степенью интенсивности, но они неизбежны. И, безусловно, закрытие рабочих мест будет продолжаться, и мы еще увидим ситуацию, при которой будет расти количество предприятий, которые будут высвобождать рабочую силу", - уточнил Александр Сафонов.

Проректор Академии труда и социальных отношений также напомнил, что рынок труда характеризуется не только количеством рабочих мест, но и условиями труда и, в первую очередь, заработной платой. "Сейчас нет оснований предполагать, что завтра мы вернемся к тем же зарплатным показателям, которые были на конец марта. Скорее всего, как раз будут действовать те эффекты, которые реализовывались на протяжении всей последней истории РФ, когда для сохранения занятости предприятия сокращают заработную плату либо количество отработанного времени. Безусловно, мы будем наблюдать эту ситуацию долгий период времени", - заявил он.

"Потом начнут действовать факторы общеэкономического характера, связанные с включением РФ в мировую экономику. И пока прогнозы, которые строят для себя Европа или США, не очень благосклонны для России. Поэтому ожидать, что наш экспортный потенциал восстановится очень быстро и в тех же самых объемах, не приходится. А рабочие места в РФ привязаны и к экспорту тоже, поэтому и здесь мы можем долгое время наблюдать эффект сниженных заработных плат и неполной занятости", - добавил Сафонов.

"В целом, если говорить о пике прироста безработицы, то мы его прошли. Мы сегодня выходим на плато доходов от занятости и пока выходим на плато по количеству рабочих мест. А дальше все будет зависеть от двух обстоятельств. Во-первых, возникнет ли вторая волна в сентябре-октябре и не приведет ли это к введению опять карантинных мер. Во-вторых, насколько остро наша экономика отреагирует на закрытие определенных объемов наших экспортных рынков по широкой палитре. Пока за май мы видим, что экспорт товаров и услуг очень сильно просел - в пределах 50-90%. Отмечу, что для отдельных отраслей, в частности, выездного и внутреннего туризма, пик не прошел, там будет очень слабое восстановление рабочих мест, из-за того, что до конца ограничительные меры не сняты, а население просто потеряло деньги за эти два месяца. Так что рынок труда, как мы и прогнозировали, будет восстанавливаться постепенно, неспешно, и окончательно, возможно, он вернется к своим мартовским параметрам текущего года не ранее конца 2021 года", - уточнил проректор Академии труда и социальных отношений.

Говоря о ситуации в США, эксперт пояснил, что там задействуются другие механизмы. "В основном американские работодатели на экономические кризисы реагируют сокращением персонала. Поэтому у них открытая безработица всегда будет выше, чем у нас. В России же с 90-х годов сформировались два инструмента сохранения занятости – это снижение заработных плат и так называемые неоплачиваемые административные отпуска. За счет этого у нас и не происходит быстрого, лавинообразного нарастания безработицы, как в других странах. И плюс ко всему прочему, в России регистрируемая безработица традиционно крайне низкая из-за низких пособий. Минимальное пособие - 4,5 тыс рублей, что ниже прожиточного минимума, и это сразу автоматически снижает заинтересованность граждан обращаться в службу занятости, которая не может предоставить, с одной стороны, хорошее материальное возмещение заработка, а с другой - рабочие места. На Западе же существует страхование от безработицы: первые три месяца, как правило, возмещается 80% утраченного заработка. То есть, параметры выплаты пособий и обращаемость за ними там значительно выше, чем у нас, потому что это экономически выгодно. Поэтому оценивать уровень безработицы только по параметру, связанному с регистрируемой безработицей, нельзя", - заключил Александр Сафонов.

9150 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ