Министр энергетики России Николай Шульгинов заявил в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), что окончание строительства газопровода "Пакистанский поток" намечено на 2025 год.
"Если с финансированием все будет нормально, то мы ожидаем, что в 2025 году проект будет реализован полностью", – цитирует министра ТАСС.
Он добавил, что российская сторона будет отвечать за строительство газопровода, а пакистанская - за источники газа и строительство терминала регазификация.
Напомним, Россия и Пакистан подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода "Север - Юг" ("Пакистанский поток") в октябре 2015 года. Его протяженность составит около 1,1 тыс км, а мощность – 12,4 млрд куб м газа в год.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в отличие от "Турецкого потока" и "Северного потока-2", у "Пакистанского потока" нет никаких рисков для России как участницы проекта. "Дело в том, что проект не предполагает поставки российского газа. Россия оказывает только подрядные услуги по строительству. Планируется использование сжиженного газа, возможно, будет прокачиваться и иранский газ, но в основном речь идет о поставках СПГ. У России никаких особых интересов с точки зрения поставок российского газа в данном случае нет, поэтому нет и рисков", – указал он.
"Интерес "Газпрома" и наших сервисных компаний, которые занимаются строительством энерготранспортных структур, здесь в том, что они давно ищут выходы на международные рынки. Проект в Пакистане в этом поиске является одним из наиболее крупных. Российское участие в нем имеет место много лет, технико-экономическое обоснование и другую документацию тоже готовила российская сторона. Неоднократно были переносы сроков со стороны Пакистана, связанные, насколько я помню, с тем, что правительство Пакистана не было удовлетворено условиями строительства с точки зрения темпов, однако изначально предполагалось, что строить будут именно российские подрядные организации", – рассказал Алексей Белогорьев.
"То есть для России это как реклама возможностей наших сервисно-строительных организаций с точки зрения поставки и оказания услуг, которые, в принципе, могут быть востребованы во многих странах, в том числе и в Китае. В данном случае больший интерес составляют способности российских подрядчиков в части строительства газораспределительной инфраструктуры, в том числе внутригородской. В Китае востребовано именно это направление. Что же касается строительства крупных магистральных газопроводов, то под эту работу остались всего два региона в мире – Южная Америка из-за изолированности рынков, которые нуждаются в объединении, и Южная Азия, включая маршруты Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия и Иран-Пакистан-Индия. Южная Азия от Ирана до Мьянмы – это один из основных потенциальных рынков сбыта для российских газотранспортных услуг", – поведал экономист.