Уже осенью нынешнего 2020 года Москва может начать переговоры о поставках российского вооружения в Иран после снятия эмбарго СБ ООН с Тегерана, - заявил директор второго департамента МИД РФ Замир Кабулов.
Посол Ирана в России Казем Джалали заявил, что Тегеран получал предложения по поставке военной техники и оборонительных вооружений от ряда стран и планирует определенные шаги после снятия ограничений.
"Заканчивается срок действия соответствующей резолюции СБ ООН и Россия аккуратно ее соблюдала", - сказал дипломат, отвечая на вопрос, может ли РФ начать поставки вооружений в Иран после того, как истечет срок эмбарго СБ ООН в отношении Тегерана, передает РИА Новости.
Пока переговоров о начале поставок вооружений не ведется, но они станут вполне возможны, потому что устранится международно-правовое препятствие, которое существует до октября.
"Иран суверенная страна, не меньше, чем Россия, и это ее право - обращаться к нам", - подчеркнул Замир Кабулов.
Напомним, ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что действующий особый режим поставок вооружений и военной техники в Иран по прошествии пятилетнего срока должен истечь в октябре этого года и отклонений от этого решения быть не может. В то же время госсекретарь Майк Помпео отмечал, что США сделают все, чтобы продлить оружейное эмбарго в отношении Ирана и не допустить, чтобы Тегеран закупил вооружение у России или Китая.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин, Иран весьма заинтересован в поставках российских вооружений, поскольку возможности его собственной оборонной промышленности ограничены. "Иран обеспечивает собственные потребности в оружии не полностью, особенно нехватка ощущается в современных высокотехнологичных и сложных типах вооружений. Кроме того, Иран всегда был заинтересован в наших ракетных системах. Надо отметить, что, в соответствии с СВПД и резолюцией ООН, его утвердившей, Ирану с 2015 года было введено эмбарго на 5 лет для тяжелого вооружения и на 8 лет для ракетного вооружения – то есть ракетные технологии мы ему не сможем поставлять еще три года", - обратил внимание он.
"Также Иран заинтересован в российских самолетах, прежде всего, истребителях пятого поколения – хотя большой вопрос, станет ли Россия продавать в Иран такие машины. Тегерану интересны и наши танки, и военно-морская техника, особенно подводные лодки, и системы противовоздушной и противоракетной обороны. Иранцы разрабатывают системы ПВО и ПРО сами, у них есть С-300, но это, все-таки, кальки с образцов иностранной техники. Разумеется, им хотелось бы получить доступ к оригиналам, к С-400 и другим тактическим системам ПВО и ПРО, поставки которых в Иран не запрещены. Поэтому, в отличие от ракет, переговоры о них могут начаться уже в этом году. Посмотрим, каков будет полный список по завершении первого эмбарго", - сказал Владимир Сажин.
В нынешних условиях у России не будет других конкурентов за оружейный рынок Ирана, кроме Китая. "Если бы все оставалось так, как было до прихода к власти Дональда Трампа в США, действовал в полной мере СВПД и все международные законы об отмене санкций в отношении Ирана, думаю, западные компании, производящие вооружения и боевую технику, тоже заинтересовались бы иранским рынком, и тогда конкуренция была бы очень высокой и жесткой. В условиях полублокады Ирана у России высоки шансы продать военную технику Тегерану", - заключил востоковед.