Российская компания "Роснефть" попросила президента России Владимира Путина разрешить ей экспорт в Европу 10 млрд кубометров газа в год и готова платить на эти объемы повышенный уровень НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых). С таким предложением глава компании Игорь Сечин обратился 13 августа к главе государства, передает "Ъ".
Речь не идет об отмене экспортной монополии "Газпрома" и изменении законодательства. "Роснефть" намерена подписать с монополией соглашение, согласно которому агентом при экспорте газа нефтекомпании выступит "Газпром".
В письме Сечина сказано, что поставки целесообразно ограничить наличием действующих контрактов с новыми потребителями, которые не являются покупателями газа ПАО "Газпром". В 2017 году "Роснефть" подписала с BP меморандум о возможности поставок в Европу 10 млрд кубометров газа в год.
По словам Сечина, главным аргументом в пользу данного предложения является возможность увеличить доходы бюджета России. Глава компании акцентирует внимание на том, что биржевые цены на газ в Европе выросли до рекордного уровня, однако текущие поступления в бюджет от экспорта газа "не в полной мере отражают благоприятную рыночную конъюнктуру". В связи с этим Сечин предлагает платить НДПИ на экспортируемый "Роснефтью" газ "согласно фактической рыночной конъюнктуре".
В письме главы компании также отмечается, что поставки будут способствовать снятию ограничений со стороны антимонопольного законодательства Евросоюза в отношении допустимой загрузки газопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2", а также Opal. Кроме того, Сечин предлагает прямо привязать размер НДПИ для экспортируемого из РФ газа к его биржевой цене в Европе, внеся поправки в Налоговый кодекс.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, "Роснефть" и ранее предлагала дать ей право экспорта трубопроводного газа. "В прошлый раз компания тоже говорила, что не будет конкуренции, так как "Роснефть" просто выступит в кооперации с BP. Структура BP тогда подтверждала, что если "Роснефти" разрешат экспорт газа самостоятельно, BP будет закупать у нее порядка 10 млрд кубов газа в год", - напомнил он.
Однако против этого выступает "Газпром". "Дело в том, что "Газпром" не хочет потерять экспортную монополию на трубопроводный газ и изменений в федеральном законе об экспорте газа. Ясно, что "Роснефть" пытается сейчас воспользоваться довольно выгодной ситуацией, что с разрешением компании экспортировать газ удастся загрузить в тот же "Северный поток-2" дополнительные объемы. В "Северном потоке-2" в соответствии с газовой директивой ЕС "Газпром" может загрузить только половину мощности, то есть 27,5 млрд кубометров газа в год, и нужно назначить кого-то, кто загрузит оставшиеся 27,5 млрд кубометров газа в год. Интересно, что если "Роснефть" предлагает от себя экспорт только 10 млрд кубометров газа в год, то что с остальным объемом?", - обратил внимание эксперт.
"В свою очередь, российского президента (потому что именно Владимир Путин будет принимать решение по такому важному стратегическому вопросу) больше всего беспокоит, как гарантировать отсутствие конкуренции между газом "Газпрома" и газом "Роснефти". Если такая конкуренция все-таки возникнет, начнется снижение цен на европейском рынке. Из-за этого и не был в прошлом либерализован экспорт трубопроводного газа, так как от цены на экспортных рынках у нас зависит размер экспортной пошлины и НДПИ, то есть доходы, которые получает государство. Поэтому до сих пор у "Газпрома" остается монополия на экспорт трубопроводного газа, чтобы не было конкуренции между российскими поставщиками и бюджет получал максимально большие объемы средств", - рассказал Игорь Юшков.
"Сейчас "Газпром" продает газ практически во все страны Европы, кроме тех, куда не дотягивает газопровод, в частности, в Испанию и Португалию, где в принципе нет российской трубы. Поэтому сложно сказать, кому "Роснефть" могла бы продавать газ, не создавая конкуренцию "Газпрому". В прошлый раз "Газпрому" удалось доказать, что предоставление права экспорта "Роснефти" не приведет к увеличению суммарного экспорта российского газа, и если та же ситуация сложится и теперь, то "Роснефть" права экспорта трубопроводного газа вновь не получит", - заключил экономист.