Компенсировать снижение поставок российской нефти на мировой рынок не удастся, заявил генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо во время встречи с еврокомиссаром по энергетике Кадри Симсон.
Генсекретарь картеля сообщил, что в результате нынешних и будущих антироссийских санкций, а также бойкота нефти из России покупателями, мировой рынок может потерять свыше 7 млн баррелей в сутки. По словам Баркиндо, это существенно выше тех объемов, которые может заместить ОПЕК.
Как пишет агентство Bloomberg со ссылкой на документ ОПЕК, Симсон на встрече призвала страны ОПЕК использовать резервные мощности для наращивания добычи в условиях подъема цен на нефть из-за ситуации на Украине.
Текущие колебания на нефтяном рынке вызваны политическими факторами, а не соотношением спроса и предложения, поэтому ОПЕК мало что может с этим сделать, подчеркнул генсек организации. "Эти кризисы усугубились и привели к высокой волатильности рынка. Я должен отметить, однако, что все это не фундаментальные факторы, которые полностью вне контроля ОПЕК", - сказал Баркиндо.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, наиболее вероятно не техническое, а политическое объяснение заявления Баркиндо: странам ОПЕК попросту не интересно участвовать в европейском проекте эмбарго на российскую нефть.
"Если мы в целом посмотрим на роль России, то увидим, что она является одной из трех крупнейших нефтедобывающих стран в мире и одним из двух крупнейших нефтяных нетто-экспортеров наряду с Саудовской Аравией. США, хотя и занимают первое место по объемам добычи нефти, сами импортируют почти половину потребляемой нефти, при этом некоторую часть своей нефти отправляя на экспорт. Саудовская Аравия за прошедшие годы продемонстрировала возможность оперативного увеличения и сокращения поставок на внешние рынки, используя для этого и добычные возможности, и потенциал хранения уже добытой нефти. Что же Россия? Россия добывает более 10% от суточного мирового потребления нефти, объем ее поставок на внешние рынки в виде и нефти, и нефтепродуктов составляет порядка 6,5 млн баррелей в сутки, это около 6% мирового потребления. Это огромная величина, которой хватит, чтобы перенасытить и обвалить рынок", - прежде всего напомнил он.
"Теоретически страны ОПЕК, если очень постараются, могли бы заместить эти объемы российской нефти. Но есть контекст, и без его учета оценивать номинальные мощности нельзя. Во-первых, не всякая добытая нефть может заместить поставки из РФ. Условно говоря, если США на 1,5 млн. баррелей в сутки увеличат добычу, то на внешние рынки пойдет больше американской легкой и сверхлегкой нефти, а основная часть поставок из России – это средняя нефть, и чтобы ее заместить, нужно предлагать нефть аналогичных марок, близких к ней по физико-химическим характеристикам. И здесь потенциал роста добычи оказывается гораздо меньше. Однако сам контекст задает не это, а политический момент: ОПЕК фактически с 2014 год перестала существовать как мировой регулятор рынка нефти, поскольку показала неспособность справиться с тогдашним нефтяным кризисом. Страны, входящие в картель, в то время демонстрировали, что у каждой свой интерес, и им безразличны интересы ОПЕК и интересы мирового рынка, они пытаются выжить самостоятельно", - обратил внимание Александр Фролов.
"С конца 2016 года таким регулятором выступает формат ОПЕК+, в котором Россия играет одну из двух ведущих ролей. В связи с этим попытки блокировать Россию руками других участников ОПЕК+ является прямым нарушением действующего соглашения по квотированию добычи. Фактически, страны Запада предлагают странам ОПЕК+ наплевать на подписанные соглашения и интересы этого формата, доказавшего свою эффективность, и начать давить на одного из главных его участников. И тут возникает вопрос: какой интерес стран ОПЕК+ в этом? А что будет, если политика еще какой-то из стран ОПЕК+ не понравится Европе или, что еще важнее, США? Мы помним, что Европа была против введения новых санкций против Ирана, откуда она получала довольно большие объемы нефти, но США продавили Европу. Так что делать, если, скажем, завтра Вашингтон скажет: "Друзья, теперь нам не нравится ОАЭ. Давайте мы сейчас наложим на них санкции, а вы компенсируете те объемы нефти, которые добывает Эмираты"? Если бы ОПЕК+ дал согласие на антироссийский шаг, это стало бы очень плохим прецедентом для всех стран формата", - подчеркнул экономист.
"Такое согласие на замену фундаментальных объемов нефти от одного из крупнейших игроков может привести только к тому, что текущий энергетический кризис не исчезнет, а лишь усугубится, потому что соглашение ОПЕК+ будет разрушено, ОПЕК влиять на рынок не сможет, а без России ОПЕК+ не будет иметь никакого смысла в силу объемов добычи, простое количественное влияние. А значит, текущий кризис может показаться цветочками по сравнению с тем, что произойдет дальше. И странам-участницам ОПЕК+, разумеется, это совершенно не нужно", - заключил Александр Фролов.