Иран готов сделать ядерную программу прозрачнее, если будут сняты санкции, заявила официальный представитель правительства страны Фатеме Мохаджерани на сегодняшней пресс-конференции.
"Мы постараемся создать большую прозрачность и большее доверие в обмен на снятие санкций"
- Фатеме Мохаджерани
С ее слов, снятие санкций положительно повлияет на благополучие граждан Ирана.
Фатеме Мохаджерани также считает, что заключение выгодной для Ирана ядерной сделки возможно в ближайшее время. При этом во время переговоров Тегерану необходимо отстаивать национальные интересы. Все раунды переговоров с США, которые успели состояться, проходили хорошо и конструктивно, отметила представитель иранского правительства.
Напомним, что второй и пока последний раунд переговоров Ирана и США состоялся 19 апреля в Риме. Делегацию от Тегерана возглавлял глава МИД Аббас Аракчи, а от Вашингтона – спецпосланник президента США Стив Уиткофф. На встрече сторонам удалось договориться о целях и принципах нового соглашения об иранской ядерной программе.
Проблема прозрачности ядерных объектов Ирана
Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что одного обеспечения прозрачности иранской ядерной программы будет недостаточно для удовлетворения запросов США, от которых зависит снятие антииранских санкций.
"Иранская ядерная проблема – многосторонняя, решать ее возможно различными путями, но одним из аспектов никак не обойтись. Безусловно, обязательным элементом справедливого решения является расширение и углубления контроля МАГАТЭ над иранской ядерной деятельностью. Но кроме допуска агентства к контролю за ядерной деятельностью Иран должен еще и привести свою ядерную инфраструктуру к требованиям того же МАГАТЭ, снизить уровень обогащенности урана, заморозить работу большинства центрифуг и сократить запасы обогащенного урана", - прежде всего сказал он.
"Я не думаю, что одно лишь разрешение Ирана на более строгий контроль со стороны МАГАТЭ может привести к согласию США отменить или смягчить санкции против Ирана. То, что предлагает Иран, правильно, но это только один из аспектов решения иранской ядерной проблемы. Ядерная проблема — это многоаспектный и многоплановый процесс, к ее решению нужно подходить только в комплексе. Когда будет договоренность между Ираном и США по всем аспектам проблемы, тогда станут возможными какие-то шаги США по снятию или смягчению санкций", - отметил Владимир Сажин.
Кроме того, у Ирана есть ядерные объекты особой секретности, куда иранские власти не хотели бы никого пускать. "Есть как минимум один малоизвестный МАГАТЭ и очень углубленный в землю и скалы объект. Также есть довольно много объектов, по оценкам специалистов их около десяти, которые могут быть непрямо связаны с ядерной программой – не заводы по обогащению урана, а маленькие предприятия по разработке и производству элементов возможного будущего ядерного оружия, которые сами по себе не являются элементами двойного назначения. Поэтому в плане обеспечения прозрачности иранской ядерной программы тоже есть довольно сложные проблемы", - сообщил востоковед.
"Основная иранская ядерная деятельность ведется на двух заводах по обогащению урана в Фордо и Натанзе. Иранцы с 2020 года резко сократили возможности МАГАТЭ по контролю за ними, так что в первую очередь агентство заинтересовано в возвращении именно на эти заводы. Но есть и объекты, которые Иран принципиально не хочет показывать МАГАТЭ, где были обнаружены следы высокообогащенного урана, что могло свидетельствовать об утаивании Тегераном части данных по запасам обогащенного урана. Иран десятилетиями не допускает туда инспекторов. Эту проблему нужно будет решить в ходе переговоров между МАГАТЭ и Ираном, до которых пока далеко", - заключил Владимир Сажин.