Доля нефтегазовых доходов бюджета России, которая является основным индикатором углеводородной зависимости российской экономики, в первом полугодии 2020 года составила менее трети всех поступлений в казну, - говорится в оперативном докладе Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета.
Эта доля составила 29,3% и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 13,9 процентного пункта. В масштабах всей экономики страны доля нефтегазовых доходов бюджета в первом полугодии снизилась в годовом исчислении на 1,5 процентного пункта до 2,3% ВВП, - передает РИА Новости.
Минфин РФ относит к нефтегазовым поступления от НДПИ на нефть и газ, экспортных пошлин на энергоносители и налога на допдоход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях. С 2005 года доля этих доходов в бюджете России варьировалась от 36% до 51%. Минфин прогнозировал ее сокращение в ближайшие годы, но не такими темпами: согласно действующему трехлетнему закону о бюджете, даже к концу 2022 года на нефтегазовые доходы будет приходиться больше трети поступлений в казну.
На снижение нефтегазовых доходов повлияли уменьшение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Показатель уменьшился в основном за счет снижения средней цены на нефть, а также снижения объемов экспорта газа, что спадом экономической активности в странах Европы в первой половине 2020 года на фоне противоэпидемических мер.
Напомним, средняя цена на нефть с декабря 2019 года по май 2020 года составила $43,1 за баррель против $65,2 за аналогичный период годом ранее.