Очередная версия прогноза Минэкономразвития РФ на IV квартал уходящего года: нефть по $38 за один баррель, один доллар – по 70 рублей. Такие цифры содержатся в документе, внесенном министерством в правительство.
Документ назван "Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2016–2018 годы".
Главным отличием новейшей версии прогноза от той, что выпущена МЭР в прошлом месяце, является изменение ключевых условий развития событий. В августе стоимость бочки нефти, по утверждению министерства с $52 в 2015 росла до $55 в 2016 и до $60 в 2017 году. В новом документе цена "черного золота" определена в 2015–2016 годах по $50 за баррель, подрастает до $55 в 2017 и до $60 в 2018 году.
Но нефтяные цены августа считали, когда они еще не нащупали "дно", поэтому в последнем квартале года баррель пойдет по цене $38,7, а доллар по 70 рублей.
Зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" предположил, что "на ухудшение прогнозов, очевидно, повлияла ситуация с Ираном, потому что с Тегерана скоро снимут санкции, соответственно, он получит большую возможность экспортировать свою нефть".
"Естественно, сыграла роль связанная с внешними выплатами, которые предстоит осуществить нашим компаниям осенью. Это должно увеличить давление на валютный курс, спрос на валюту со стороны компаний увеличивается для того, чтобы заплатить внешние обязательства. Далее, есть прогноз о том, что Федеральная резервная система США должна повысить процентную ставку. Это тоже должно повлиять в сторону укрепления доллара по отношению к другим валютам. А нефть – это тоже валюта, соответственно, по отношению к нефти доллар должен тоже вырасти, если такое решение реализуют", - добавил он.
Пессимизм прогноза может быть обусловлен и переживаемыми Китаем экономическими сложностями. "В КНР наблюдается замедление экономического роста, соответственно, это приводит к снижению спроса на нефть, увеличивая ее предложение на рынке и снижая ее стоимость", - пояснил эксперт.
"Но есть факторы, которые влияют на процесс в обратную сторону. Во-первых, цена на нефть уже опустилась довольно низко, и она становится для ряда производителей ниже себестоимости. Соответственно, они должны свернуть свое производство. А сворачивание производства – снижение предложения нефти, раз. Иран имел запасы, эти запасы он распродает, и очевидно, они уже истощаются, а добыча новой нефти еще должным образом не организована, поэтому это не должно через определенное время оказывать давление на рынок. Поэтому краткосрочный иранский фактор уже исчерпал себя, а долгосрочный еще не стал работать на снижение цены на нефть", - отметил Аксаков.
"Что касается Федеральной резервной системы, очень многие считают, что такого решения не будет принято. Если говорить о внешних долгах, российский Центробанк предлагает так называемые валютные репо, то есть дает валютные кредиты, и поэтому компании, которым надо заплатить по внешним долгам, могут взять у ЦБ в долг деньги для того, чтобы заплатить по кредитам, и для этого не надо покупать валюту, она дается в кредит", - сказал он.
"В общем, я считаю, что и те, и другие факторы взаимокомпенсируют друг друга, и курс рубля будет в тех пределах, в которых он сейчас находится, и цена на нефть тоже. Что касается прогноза, то их составители должны предлагать разные варианты, негативные в том числе, вот они ориентируются на негативный сценарий. Я думаю, что он будет более позитивный", - резюмировал Анатолий Аксаков.
В свою очередь профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов выразил мнение, "что гадание по поводу цены на нефть – это дело не очень благодарное, в том числе и в отношении этого прогноза". "Главное, что можно сказать, что цена на нефть на уровне $38 за баррель ничем не обоснована. Это просто субъективное предположение министерства экономического развития. Я думаю, что такой кульбит они сделали потому, что хотят заложить большую степень надежности при верстании бюджета на очередные годы", - предположил он.
"Если цена на нефть занижена, это дает возможность заложить в бюджет непрогнозируемые доходы. Цена рубля, как мне кажется, в данном случае определяется произвольно, исходя из того, что бочка барреля стоит 3100 рублей. То есть на мой взгляд, в данном случае как раз Минэкономики двигало желание сделать более консервативный прогноз для того, чтобы было получше самочувствие в бюджете", - считает Александр Абрамов.