Согласно Избирательному кодексу, в Грузии сегодня официально стартует предвыборная кампания.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили назначил выборы главы государства на 28 октября.
Баллотироваться на пост президента имеет право гражданин Грузии с 35 лет, который проживал в республике минимум 5 лет, из них непрерывно три года до дня назначения выборов.
Регистрация кандидатов на пост президента Грузии завершается на 50-й день до даты проведения выборов. Представлять кандидатов имеет право партия или инициативная группа из пяти человек. На сегодняшний день за регистрацией в качестве кандидата в Центральную избирательную комиссию обратился 31 человек. ЦИК завершает регистрацию не позднее чем за 30 дней до выборов. При этом кандидат в президенты имеет право снять свою кандидатуру не позднее чем за 10 дней до выборов.
Правящая партия "Грузинская мечта - Демократическая Грузия" не планирует выдвигать своего кандидата. Как ранее пояснил спикер парламента Ираклий Кобахидзе, такое решение связано с тем, что пост президента больше не является весомым. В свою очередь, премьер-министр Мамука Бахтадзе заявил, что "Грузинская мечта" примет решение о том, кого поддерживать на предстоящих выборах после того, как станут известны все кандидаты.
О планах участвовать в выборах уже объявили бывший спикер парламента, лидер "Движения строительства" Давид Усупашвили, глава "Лейбористской партии Грузии" Шалва Нателашвили, один из лидеров партии "Гирчи" Зураб Джапаридзе, один из лидеров движения "Грузинский марш" Сандро Брегадзе, член "Единого национального движения", экс-министр иностранных дел Григол Вашадзе, бывший спикер парламента Грузии, один из лидеров оппозиционной партии "Европейская Грузия - движение за свободу" Давид Бакрадзе, лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава. В гонке за президентский пост также примет участие независимый депутат парламента, бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили.
После назначения даты выборов кандидаты могут приступить к изготовлению агитационных материалов, ограничение распространения которых карается по закону.
В предвыборной кампании могут принимать участие все граждане Грузии, кроме членов избирательных комиссий, судей, чиновников МВД, Минобороны, прокуратуры, службы разведки и специальной службы государственной охраны. Также запрет распространяется на генерального аудитора, Народного защитника, иностранных граждан и организаций, благотворительных и религиозных организаций, чиновников органов местного самоуправления и госструктур во время исполнения своих непосредственных обязанностей, членов Национальной комиссии по коммуникациям и Национальной регулирующей комиссии по коммуникациям и водоснабжению.
Предвыборную кампанию запрещается проводить в учреждениях исполнительной власти, судах и воинских частях, напоминает Спутник - Грузия.
В период предвыборной кампании агитационные материалы размещаются на зданиях и объектах с согласия собственников. Их запрещено размещать на культовых зданиях, на зданиях органов государственной и местной власти, судов, прокуратур, воинских частей и полиции, а также на дорожных знаках.
Согласно Избирательному кодексу, кандидата в президенты до официального опубликования окончательных результатов выборов нельзя задерживать, арестовывать или обыскивать без согласия ЦИК, кроме тех случаев, когда его застали на месте преступления.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Гела Васадзе, в Грузии сложилась уникальная предвыборная ситуация. "Уникальность в том, что правящая сила "Грузинская мечта" не выдвинула своего кандидата, официально это объясняется так, что они хотят развивать в Грузии демократию и, контролируя и парламент, и правительство, оставляют позицию президента независимым кандидатам. По прогнозам, "Грузинская мечта" будет поддерживать кандидатуру Саломе Зурабишвили, и тут вопрос, как эта поддержка поможет экс-главе МИД победить. У правящей партии практически не ограничены финансовые, политические и административные ресурсы, но из-за того, что Зурабишвили окажется связанной с "Мечтой", вырастут шансы ее ближайших конкурентов, в частности, Григола Вашадзе. Так что кампания будет достаточно интересной, несмотря на то, что пост президента в Грузии является чем-то вроде поста английской королевы", - сказал он.
"В целом у всех кандидатов есть шанс показать результат, но шансов на победу реально, по крайней мере, на сегодняшний день, ни у кого, кроме того, кто будет поддержан правящей партией, очень мало. Другое дело, что правящая партия, до конца следуя своей позиции о развитии демократии в Грузии, может вообще никого не поддержать – хотя я не верю в то, что власти могут пустить процесс выборов на самотек. Они могут неофициально, то есть ресурсами, поддержать даже Давида Бакрадзе из "Европейской Грузии", и тогда победит он. В этом плане у нас в стране сложилась очень занятная политическая картина", - добавил Гела Васадзе.
Политолог обратил внимание, что основным итогом президентского срока Георгия Маргвелашвили стало понимание полной бесполезности президента, который идет против политики правительства и парламента. "Парадокс заключается в том, что Маргвелашвили, будучи кандидатом "Грузинской мечты", не меньше трех лет находился в оппозиции. При этом правящая партия, обладая сначала большинством, а потом и конституционным большинством в парламенте, без труда преодолела все его вето и продвинула все те решения, которые хотела. Президент Грузии на сегодняшний день – это такой суперминистр иностранных дел, протокольная фигура, представляющая страну на международном уровне. Этот пост вроде бы ничего не значит, но, с другой страны, он очень важен, так как личные отношения в политике никто не отменял. Будущий президент Грузии будет во многом формировать отношение других стран к нашей республике, поэтому "Грузинская мечта" его случайным людям не отдаст", - подчеркнул он.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе, в свою очередь, обратил внимание, что выраженного лидера на этих выборах нет. "Григол Вашадзе – это прямой ставленник Саакашвили, который лично выбрал его в кандидаты. Давид Бакрадзе представляет партию, отколовшуюся от Саакашвили, у него рейтинг низкий, а у Давида Усупашвили рейтинг вообще не просматривается. Саломе Зурабишвили вроде бы пообещали в "Грузинской мечте", что поддержат ее, но пока этого нет. Что важно – сейчас налицо противоречие между полномочиями президента и способом его избрания. Президент имеет чисто представительные функции, таких обычно выбирает парламент, у нас эта система начнет работать с 2024 года – а в этом году он будет определяться общенародным мандатом доверия через всеобщее голосование, хотя проводить широкие выборы для номинальной фигуры нет никакого смысла. Этим постараются в последний раз воспользоваться политические группировки – если кому-то получится провести в президенты своего кандидата, это позволит говорить как бы от лица народа о том, что легитимность власти "Мечты" в парламенте и правительстве под вопросом, тем более что столько раз говорили о победе "Мечты" в 2016 году исключительно за счет административного ресурса и финансов", - рассказал он.
В связи с этим "Грузинская мечта" не готова выпускать президентские выборы из-под контроля. "Иванишвили велел не выставлять кандидата от "Мечты" и вообще никого не поддерживать, чтобы президентский институт взяла оппозиция, но члены его команды против этого. Они хотят иметь и своего президента, то есть желание иметь полную политическую монополию в стране у "Мечты" четко выражено. Видимо, будет так называемый независимый кандидат, которого поддержит "Мечта". Проблема, конечно, в том, что сегодня харизматической фигуры, которая априори пользуется поддержкой, по крайней мере, значительной части населения, попросту нет. У населения к кандидатам скептицизм и прохладное отношение с ощущением, что эти политики из корыстных целей всегда хотят забрать и использовать для обогащения любые государственные должности", - указал Петре Мамрадзе.
Политолог согласился с тем, что Маргвелашвили за пять лет дискредитировал президентский институт в стране. "Маргвелашвили совершенно не пригоден к государственной службе, и все, что он делал и говорил, было карикатурой на президента. В обществе говорят, что большую часть энергии он потратил на то, чтобы выпускать из тюрьмы уголовников и наркоманов из окружения собственной супруги. Настоящий государственный деятель на президентском посту мог бы совершенно изменить положение дел во власти – он мог бы говорить с народом, говорить правду, заслуженно критиковать правящую "Мечту" и тем приобрести огромный авторитет и вырасти в значительную фигуру народного защитника. А Маргвелашвили просто поселился во дворце Калигулы и прожил там эту пятилетку, решая личные вопросы, и тем дискредитировал очень важный государственный пост", - заключил он.