Анкара, как и прежде, привержена вступлению в Евросоюз, рассказал вице-премьер Турции Мехмет Шимшек на конференции в Брюсселе.
"Мы по-прежнему привержены вступлению в ЕС, Турция по-прежнему (является) кандидатом", - приводит его слова РИА Новости.
Напомним, ранее Евросоюз решил уменьшить объем средств, зарезервированный в бюджете объединения на следующий год для поддержки Турции на ее пути в Евросоюз. В ноябре председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал Анкару возвратиться к европейским ценностям, чтобы оставить за собой перспективу членства в Евросоюзе.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, заявление Шимшека является в большей степени символическим. "Уже давно не приходится говорить, что в Турции серьезно рассматривают перспективы вступления в ЕС, подтверждением тому могут послужить многочисленные заявления критического характера со стороны турецкого руководства. Критика озвучивается вполне осознанно, поскольку Анкара понимает, что Брюссель не пустит ее в ряд союза по целому ряду причин, в первую очередь, из-за нового политического курса Турции. Но при этом стоит понимать, что взаимоотношения с ЕС рассматриваются турецкой стороной в одном пакете с США, и заявление Шимшека говори как раз о том, что произошли некие изменения международной конъюнктуры, которые сделали необходимым пойти на смягчение риторики и некую реанимацию переговоров с Евросоюзом", - пояснил он.
Эксперт напомнил о событиях, которые могли к этому привести. "США активно поддерживают курдов вооружением, а накануне скандально признали Иерусалим столицей Израиля и заявили о перенесении туда дипломатических учреждений. Такие вещи принципиально меняют картину. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини, в свою очередь, негативно отнеслась к этому американскому шагу как к опасности очередной дестабилизации Ближнего Востока. В этом контексте очень интересно выглядит визит Эрдогана в Грецию, так как многие рассматривают взаимоотношения Греции и Турции как определенный ключ к ЕС, и Анкара по мере возможности стремится сохранять умеренный курс в отношении Афин. Совокупность этих событий указывает, что Турция сейчас хотела бы несколько дистанцироваться от США, но не от всего Запада – отсюда и оживление контактов с Евросоюзом", - полагает Юрий Мавашев.
В то же время, возможности для сближения Турции и ЕС сейчас невелики. "Со скепсисом к этому относятся и в институтах Европейского союза, и в среде турецких официальных лиц, да и в турецком обществе. Никаких предпосылок к большей интеграции Турции в Евросоюз нет, тем более что сегодняшние расхождения между ними имеют вовсе не косметический, а принципиальный характер. Последней каплей, можно сказать, стали проблемы во время кампании среди живущих в Европе турков перед конституционным референдумом. Со стороны европейских чиновников было сделано все возможное для того, чтобы максимально осложнить взаимодействие турецких политиков с электоратом в ЕС, а ведь они придавали этому очень большое значение, поскольку референдум был посвящен ключевому для Эрдогана вопросу о расширении президентских полномочий. Вот тогда накал конфликта между Анкарой и Брюсселем достиг своего пика, а сейчас, видимо, решили на время отложить накопившиеся разногласия в сторону из-за поведения США", - заключил руководитель политического направления Центра изучения современной Турции.