Дальнейшее нарастание мировых торговых споров может вызвать замедление темпов роста мирового ВВП в следующем году на 0,4 процентных пункта (п.п.) - до 2,8%, при ожидаемых 3,2%, сказано в обзоре международного рейтингового агентства Fitch.
По мнению аналитиков агентства, серьезнее всего торговые войны отразятся на экономиках США, Канады и Мексики. Так, темпы роста ВВП в Америке и Канаде могут упасть на 0,8 п.п. и 1 п.п. в 2019 и 2020 годах соответственно, а рост экономики Мексики может замедлиться на 1,7 и 1,5 п.п. в те же годы, передает ТАСС.
Пострадать от торговых войн может и российская экономика, темпы роста которой по этой причине могут уменьшиться на 0,6 п.п. в будущем году и на 0,7 п.п. в 2020 году. На экономику Китая торговые конфликты повлияют слабее: Fitch прогнозирует замедление роста ВВП этой страны только на 0,3 п.п. в 2019 и 2020 годах.
Страны Евросоюза также почти не почувствуют последствий торговых конфликтов: в 2019 году рост экономики стран ЕС может сократиться только на 0,1 п.п., а в 2020 году даже получит прирост в 0,1 п.п. от уровня базового сценария, считают в Fitch.
Напомним, в начале июня Вашингтон установил пошлины на импортируемую из стран Евросоюза, Канады и Мексики стальную и алюминиевую продукцию в размере 25% и 10% соответственно. Эти страны, в свою очередь, реализовали ответные меры. Брюссель запустил разбирательство в ВТО и с 22 июня установил пошлины в 25% на ряд видов американской металлургической, машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, суммарный объем экспорта которой достигает €2,8 млрд в год.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что торговые войны, предполагающие повышенные пошлины на импортные товары, приведут к сокращению объема поставок данных товаров на соответствующие рынки, так как спрос на подорожавшую продукцию упадет, и сокращению объемов производства, так что объективно такие решения, действительно, могут оказать влияние на рост мирового ВВП.
Кроме того, по словам эксперта, торговые войны уже проявляются в политическом аспекте. "Просматривается напряжение, в том числе политическое, между европейскими странами и США. Несмотря на всю риторику о единстве Запада, мы видим, что между политиками существуют трения, иногда даже переходящие на личности руководителей соответствующих государств. И между Китаем и США тоже есть определенное напряжение. Не зря на саммите БРИКС тема торговых войн является одной из ключевых. Страны БРИКС будут рассматривать варианты сотрудничества, чтобы преодолеть возможные проблемы в торговле, которые будут возникать у них с США и Европой", - поведал он.
Анатолий Аксаков посетовал, что, несмотря на успехи в импортозамещении в России, в последнее время этому уделяется меньше внимания. "У нас есть направление, где мы должны серьезно продвигаться, защищая внутренний рынок от неравной конкуренции - потому что для того, чтобы выйти на западные рынки, например, европейские, необходимо преодолеть серьезные нетарифные барьеры. Там ставятся очень жесткие технические условия, например, для того, чтобы поставлять, например, химическую или машиностроительную продукцию, нужно получать разрешения. При этом для того, чтобы войти на российский рынок, для импортных товаров предлагаются очень простые условия. В результате они имеют возможность демпинговать и создавать проблемы нашим производителям, недобросовестно вытесняя их с нашего же рынка. Для защиты отечественного рынка необходимо использовать практику, которая действует на европейских рынках, например, вводить требования по техническим условиям, по сертификации продукции. Это уже работающие в мировой торговле вещи, и их у нас тоже надо применять", - заключил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку.
Председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов также предупредил, что перерастание торговых войн в стадию мировых может вызвать снижение мирового ВВП. "Дело в том, что, согласно классической экономической теории, страны с более низкими издержками производят товары, стоящие дешевле. Соответственно, они обмениваются с другими странами, у которых, в свою очередь, издержки более низкие. Давид Рикардо на примере Англии и Португалии, производстве шерсти и производстве портвейна соответственно, доказал, что страны не могут производить все у себя, и если они обмениваются, они получают большую выгоду, так как вместо усиленных издержек получают потребление на более высоком уровне тех товаров, которые они не могли бы произвести у себя", - рассказал он.
"Все это говорит о том, что, действительно, мировая торговля, свободная торговля важна. Эта теория восходит корнями еще к XIX веку, к фритрейдерству, экономической политике и мировому экономическому движению, которое существовало и поддерживалось Великобританией. Поэтому, действительно, опасения рейтинговых агентств не беспочвенны: если существующие трения выльются в крупномасштабные торговые войны, то это грозит риском снижения мирового ВВП, поскольку страны не смогут продавать свою продукцию за рубежом. А если другие страны будут пытаться сами производить ее, то их издержки вырастут, а темпы роста экономики упадут", - отметил эксперт.
По словам Дмитрия Пискулова, падение мирового ВВП грозит прежде всего незагрузкой рабочих мест. "Потому что если вы произвели машины и не сможете их продать, то отсутствие выручки, снижение рынков сбыта, падение продаж, соответственно, вызовет рост безработицы, снижение доходов стран-экспортеров. Безработица и замедление темпов роста, сокращение налогов, которые платят в бюджет предприятия - все это сокращает общее национальное богатство", - заявил он.
Помимо экономических, падение мирового ВВП, указал он, вызовет и значительные политические последствия. "Когда идут торговые войны, страны и в политическом отношении начинают рассматривать друг друга как противников, которых надо побороть, то есть, во-первых, выбить более выгодный экономический тариф или отсутствие импортного тарифа, импортных пошлин, во-вторых, - поставить заградительные тарифы на свою продукцию. Политически это ведет к ухудшению отношений, что мы уже видели, начинается риторика, мол, "зачем нам покупать иностранные товары". Ухудшаются общие дипломатические отношения, могут возникать негативные политические моменты, такие как срыв переговоров, и так далее", - заключил председатель правления Национальной валютной ассоциации.