Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который находится с визитом в Ашхабаде, встретился сегодня с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.
Он передал главе государства теплые пожелания от российского президента Владимира Путина. По словам руководителя российского дипломатического ведомства, глава РФ "с удовольствием вспоминает" встречу с туркменистанским коллегой в Тегеране в конце ноября и "с нетерпением ждет нового контакта, тем более, есть что закрепить в положительных тенденциях".
Россия рассчитывает на развитие и укрепление сотрудничества с Туркменистаном в международных и двусторонних вопросах, отметил он.
"Мы заинтересованы в координации наших действий в вопросах, связанных с пресечением террористической угрозы, наркотрафика, проявлений организованной преступности", - подчеркнул Лавров.
Он также обратил внимание, что созданная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству "приступила к работе очень активно". Лавров указал на качественные сдвиги в том числе в сельскохозяйственной области, медицинской промышленности. "Ценим внимание, которое вы уделяете гуманитарным и культурным связям", - добавил российский министр.
"Рассчитываем, что в ходе визита сможем подтвердить тенденции поступательного развития отношений России и Туркменистана", - цитирует Лаврова ТАСС.
В свою очередь президент Туркменистана сообщил, что в Ашхабаде ждут с визитом российского лидера. "Мы передаем наилучшие пожелания руководству Российской Федерации, - заявил Бердымухамедов. - Возобновляем наше приглашение президенту России".
По его словам, для двусторонних связей имеется "много хороших возможностей и потенциал".
Президент указал, что создание транспортного транзитного коридора с Россией имеет большое будущее.
"Уже есть паромная переправа, - отметил Бердымухамедов. - Кроме того, все свои суда мы ремонтируем в Астраханской области".
Глава государства заявил, что итоги заседания межправкомиссии, состоявшегося в прошлом году, привели к значительному увеличению товарооборота между Россией и Туркменистаном, обратив внимание на успешное сотрудничество в таких областях, как текстильная промышленность, строительство, сельхозпродукция, а также в нефтяном секторе.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин, на сегодняшний день "ситуация в отношениях между Москвой и Ашхабадом не самая простая, потому что накопилось достаточно много проблем даже не в двусторонней повестке дня, а вообще в региональной повестке дня, в первую очередь, конечно, вопросы безопасности, которые сейчас стоят во главе угла".
"Весь прошлый год был наполнен слухами о том, что на туркмено-афганской границе существуют сложности и проблемы с защитой этих рубежей, потому что у этих стран достаточно протяженная граница. Она приходится в основном на пустынные территории, где дислоцирован достаточно ограниченный контингент пограничных войск, так как Туркменистан сам занимается обеспечением своей границы в силу того, что у него статус нейтрального государства, которое не входит ни в какие альянсы. И естественно, вопрос нестабильности в Афганистане стоит на повестке дня у всех центральноазиатских государств. Но Туркменистан занимает особую позицию. Здесь вопрос безопасности, ДАИШ, противодействия ситуации в Афганистане и ДАИШ является, наверное, главным переговорным вопрос России и Туркменистана на нынешнем этапе", - сказал он.
Существуют некоторые сложности и в энергетической сфере. "Недавно "Газпром" вышел из договора с Туркменистаном о поставках газа. Проблема заключается в том, что та формула, которая была прописана в этом документе, была принята до кризиса 2008-2009 годов и существенного падения цен на газ. Там была принята европейская формула, которая предполагала, что Россия у Туркменистана будет покупать газ по рыночной и достаточно высокой цене. И когда цена в Европе существенно снизилась, для "Газпрома" просто стало невыгодно покупать газ, то есть он просто себе в убыток фактически покупал. После аварии 2010 года поставки существенно снизились, упав до уровня 4,5 млрд кубометров в год, хотя договор предполагал и 40, и 50 млрд", - объяснил эксперт.
"Сейчас "Газпром" из этого договора вышел, Россия предпринимала несколько раз шаги, чтобы заключить его на других условиях, то есть пересмотреть существующую формулу. Но, к сожалению, это сделать пока не удавалось. Есть надежда, что сейчас по крайней мере этот вопрос на столе переговоров будет, и какие-то подвижки по нему будут, потому что и для Туркменистана и для России сотрудничество в энергетической сфере очень важно. Хотелось бы, конечно, чтобы те противоречия, которые есть, чтобы они были разрешены", - сказал Притчин.
По его мнению, "каспийская тематика, конечно, будет на повестке дня, потому что в этом году ожидается саммит на высшем уровне, и вопрос урегулирования статуса будет также являться переговорным пунктом".
В целом эксперт выразил надежду, что приезд Лаврова в Ашхабад послужит улучшению отношений между двумя странами. "Это вполне рабочий визит в важное время и для России, и для Туркменистана, который призван сгладить противоречия, которые есть, и наметить, может быть, сотрудничество по обеспечению совместной безопасности нашего общего евразийского пространства и взаимодействие в газовой сфере", - резюмировал Станислав Притчин.
Директор Аналитического центра МГИМО (У) МИД России Андрей Казанцев также отметил, что в настоящее время в отношениях между Москвой и Ашхабадом есть некоторые сложности. В частности, в Туркменистане время от времени высказывается мнение, что Россия "раздувает угрозу на афганском направлении и вообще угрозу от "Исламского государства", вообще угрозу стабильности в регионе Центральной Азии с целью, условно говоря, увеличить свое влияние и получить какую-то долю на рынке туркменского газа и так далее". "Была большая серия публикаций в туркменской прессе с такими обвинениями", - напомнил он.
По мнению эксперта, "министру Лаврову в ходе визита в Туркменистан надо решать весь этот сложный комплекс проблем". "Мне кажется, что создались возможности для разрешения кризиса, сложившегося в отношениях с Туркменистаном. И визит Лаврова во многом подготовлен в связи с тем, что Туркменистан готов наладить какое-то сотрудничество в сфере безопасности, потому что угрозы для его безопасности объективно растут, но возможности противостоять этим вызовам своими силами у страны нет. И поэтому без помощи России Туркменистану будет, конечно, сложно", - заключил Андрей Казанцев.