Вестник Кавказа

Россия готовит Европе турецкий гамбит

Россия готовит Европе турецкий гамбит
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Глава правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер по итогам встречи с заместителем председателя Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем сделал два одинаково фатальных для Брюсселя заявления: во-первых, тема "Южного потока" окончательно закрыта. Во-вторых и в главных, транзит газа через Украину будет прекращен.
Впрочем, ни первое и ни второе нельзя рассматривать как принципиальный отказ Москвы продавать газ в Европу. Российская сторона, подчеркнул глава "Газпрома", всего лишь адаптируется к новым правилам игры, которые Запад назначил, не особо интересуясь мнением столь важного контрагента.

На встрече также было принято решение в течение месяца возобновить энергодиалог между Россией и Европой, а также обсудить энергетическое сотрудничество России и ЕС на встрече министров иностранных дел ЕС в понедельник, 19 января.

Европе дана полная свобода выбора: хотите покупать у России газ - самостоятельно стройте свою ветку в Турцию, куда теперь будет поставляться голубое топливо. "Газопровод "Турецкий поток" является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы, и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры", - приводят СМИ слова Алексея Миллера.

Насколько реален отказ от украинского транзита в условиях уничтоженного "Южного Потока" и насколько серьезны заявления Миллера, в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" разъяснил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

"Мы живем в реальных условиях, и отказаться сегодня от транзита газа через Украину мы не сможем. Даже если мы когда-нибудь построим "Южный поток", я думаю, что вариант, который сейчас отрабатывается с Турцией, останется приоритетным. Там есть, конечно, еще целый ряд проблем - думаю, что они будут решены, потому что этот проект крайне нужен. Вы же прекрасно знаете о том, что в свое время конкурентом "Южного потока" был Nabucco, который умер, не родившись, потому что не было откуда взять газ. Азербайджан задержался со своим "Шахденизом", поэтому у него нет таких объемов газа. Поэтому "Турецкий поток" - единственный вариант обеспечить Европу так, чтобы она не замерзала и имела достаточно надежное энергоснабжение", - уверен эксперт.

Новый маршрут "Южного потока" может пройти через Болгарию или Румынию, - предположил президент Союза нефтегазопромышленников России. Могут быть и другие варианты, но раз сегодня возник вопрос и возможность прокладки газопровода через Турцию, то он пойдет этим маршрутом.

"Потребности Европы сегодня составляют по меньшей мере 170 млрд кубометров голубого топлива. Поэтому какая-то часть все равно должна будет идти через Украину. Тем не менее, я полагаю, что решение, которое нас вынудили принять о строительстве - почему я говорю вынужденное, потому что потрачены уже немалые деньги на проектирование, на изыскание, на согласование, на все эти встречи, которых были многие сотни. Но мы же не можем все время ходить, и нас будут шантажировать, пустят нас через Болгарию или не пустят. Поэтому я полагаю, что решение прокладки трубопровода через Турцию правомерно, и, в общем-то, оно позволит решить все проблемы Европы на достаточно длительную перспективу", - отметил Геннадий Шмаль.

Что касается технических возможностей для реализации турецкого маршрута, то они имеются, и никаких проблем тут нет - ни технических, ни экономических и любых других. А у европейцев нет другого газа, кроме российского, и быть не может, - уверен аналитик.

"Норвегия, у них, - вы знаете, англичане совсем уже перестали подавать газ в другие страны, даже им самим не хватает. Норвежцы за последнее время снижают добычу газа, и я думаю, будет дальнейшее снижение. Конечно, есть варианты - можно брать газ где-то из Африки, из Ближнего Востока, но, во-первых, это значительно дальше и дороже. Американцы, которые говорят о своем сланцевом газе - я глубоко убежден, что никогда этот сланцевый газ в Европе не будет дешевле российского газа. С точки зрения экономики, а я думаю, что там, в Европе, они умеют считать копейки, поэтому наверняка они будут заинтересованы в более полном использовании российского газа. Тем более, если так говорит Турция, рядом с которой - Греция, а там и Хорватия, и Сербия, и другие страны - все, которые заинтересованы в получении российского газа. И Италия там рядом, и Австрия недалеко. Поэтому я полагаю, что это достаточно интересный и убедительный проект, который может решить многие проблемы Западной Европы", - заключил Геннадий Шмаль.

О том, каким образом могут развиваться события после отказа России от транзита газа через Украину, рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. Он убежден, что предложенный Россией вариант будет действовать после появления альтернативных мощностей, таким образом, будет реализоваться сценарий резкого снижения объемов поставок.

"Соответственно, когда появится альтернативная мощность, встает вопрос: что это за альтернативная мощность? Если следовать тому, что говорит руководство "Газпрома", в настоящий момент наибольшее усилие направлено на турецкий проект. Соответственно, отказаться от Украины можно будет не раньше, чем этот проект будет реализован — это первое. И второе - должно быть достигнуто взаимопонимание с Европой относительно того, куда и на каких условиях газ пойдет от границы Турции. Соответственно, на реализацию проекта, как показывает опыт, нужно не менее 5 лет, а скорее всего, и более 5 лет". - прогнозирует он.

"Плюс тут только в том, что газ к Черному морю подведен, поскольку инфраструктура в рамках "Южного Потока" уже строилась. А вот что касается дальнейшего продолжения газопровода, уже по территории Европы, здесь вопрос действительно непростой, поскольку ситуация такая: "Газпром" говорит, что это уже европейские страны должны решать вопрос. В принципе это соответствует Третьему энергопакету, действительно, это не проблема внешнего поставщика", - указал Кулагин.

Однако Европа оказывается в непростом положении, поскольку слишком многое относительно нового проекта пока неясно, считает директор Центра. "Ну, а дальше стоит вопрос: найдутся ли инвесторы в Европе, которые захотят в это проинвестировать, найдут ли они соответствующие деньги, и если найдут, то, опять же, какие это будут мощности, в каких направлениях, в каких объемах и в какие сроки. То есть, вот это до сих пор не определено. Действительно, сейчас есть риск, что, даже если "Газпром" строит вот эту трубу через Турцию, то, переходя границу Турции, эта труба не будет иметь продолжения, дело в необходимых мощностях, то есть этот риск есть, и вот эти вопросы надо решать в комплексе, в диалоге с Еврокомиссией", - уверен Кулагин.

 Таким образом, по словам эксперта, эта проблема принципиальна, и прежде всего - для Центральной Европы. "Представители Еврокомиссиии вчера достаточно четко обозначили, что очень важный вопрос, то есть если с обеспечением южных стран Европы как-то ситуация становится понятна, с северными странами тоже проблем нет — из России идут и "Ямал-Европа" и "Северный поток", и, соответственно, еще есть мощности подсоединения с Финляндией, с прибалтийскими странами по использованию белорусской ГТС и так далее, то есть эти все вопросы в той или иной мере понятны и решаемы, то с обеспечением Центральной Европы, которая до сих пор в основном обеспечивалась газом за счет транзита через Украину, вот здесь встает вопрос, потому что на те точки сдачи, куда российский газ поставлялся ранее, в случае прекращения транзита через Украину, соответственно, объемы поступать не будут, а новые точки сдачи пока не дают возможности эти объемы принять, просто отсутствуют такие инфраструктурные возможности", - рассказал он.

Еще одна сложность состоит в том, что проект подобного рода Евросоюзу придется реализовывать впервые. "То есть, здесь, уже много вопросов к строительству трубопроводов и инфраструктуры на европейской территории, причем речь идет о строительстве по схемам, которые пока не отработаны, поскольку Третий энергопакет стал действовать не так давно, не так давно произошло разделение активов и действительно таких глобальных проектов пока там не реализовывалось", - пояснил Кулагин.

Есть также вероятность, что у ЕС возникнут проблемы с поиском инвестором, полагает экономист. "Отмечу, что (данные проекты — ВК) придется реализовывать без участия внешнего инвестора, как это было бы с "Южным потоком", куда деньги должен был инвестировать во многом как раз именно "Газпром", - подчеркнул он.

Таким образом, Вячеслав Кулагин не считает возможным отках от транзита через Украину в ближайшее время. "В ближайшие годы, конечно же, от украинского транзита отказаться возможности не будет, если не будет какого-то серьезного обвала поставок. А вот когда эта возможность появится и появится ли вообще — будет зависеть от согласования с европейскими коллегами всех этих вопросов. Я думаю, что в ближайшее время нас ожидает целый рад заседаний в Европе, где они внутри себя будут это обсуждать, будут моделировать различные ситуации, смотреть на результаты. Будут, конечно, совместные заседания с российской стороной по обсуждению этих вопросов", - предполагает он.

"Я, честно говоря, не очень верю, что эти решения будут приняты быстро, потому что это действительно очень приличные суммы и сроки реализации проектов. Состояние экономики — главное, и российской и европейских стран - таково, что, действительно, вкладывать деньги в крупные проекты достаточно затруднительно в условиях когда цена газа, вслед за ценой нефти, скоро очень сильно снизится, а там же еще и нефтяная привязка к Газпрому. Это будет, конечно же, затруднительно, это будет серьезная нагрузка на инвестпрограмму компании. Поэтому я думаю, что стороны вряд ли заинтересованы сейчас как-то сверхторпедировать это все. Следует подождать хотя бы стабилизации ситуации с ценами", - подчеркнул экономист.

Технических препятствий для строительства продолжения "Турецкого потока" нет, указал Кулагин. "Техническая возможность есть. Нету, никаких, скажем так, технологических препятствий, никаких "непроходимых гор" или "неимоверных морских глубин", - считает он.

Таким образом, по словам Кулагина, все дело упирается только в экономическую целесообразность и политические соображения. "Вопрос в экономике и вопрос в согласии сторон. Конечно же, этот маршрут будет более дорогой, чем, напрмер, транзит через Украину. Но с точки зрения рисков, с точки зрения того, что завтра Украина может выставить за транзит по своей территории, условно, тариф в 10 раз больше, и такие проекты могут быть экономически привлекательны", - пояснил эксперт.

Экономическая сторона проекта сильно зависит от его политической подоплеки, полагает он. "В текущей ситуации проблема в том, чтобы вообще договориться и наладить диалог. Чтобы стороны слышали друг друга, слышали аргументы, просчитывали вместе варианты, оптимальные для поставок газа. Чтобы, действительно, не получилось так, что одна сторона в проект вложилась, другая — не вложилась, и в итоге поставки не ведутся, а те деньги, которые были вложены, потеряны. Этого нужно не допустить", - резюмировал Вячеслав Кулагин. 

28680 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ