Президент России Владимир Путин сегодня утвердил закон о бюджете на 2016 год. Напомним, что из-за высокой волатильности финансовых и сырьевых рынков бюджет был принят однолетний, а не трехлетний, как это было ранее. Так, доходы запланированы на уровне 13,738 трлн рублей, а расходы составят 16,099 трлн рублей. Дефицит составит 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП.
Стоит отметить, что в основе расчетов бюджета 2016 года лежит среднегодовая стоимость нефти марки Urals в $50, а также предполагаемая инфляция в 6,4%. В будущем году также ожидается, что ВВП страны достигнет 78 трлн 673 млрд рублей. Верхний предел внутреннего госдолга на 1 января 2017 года установлен в 8,818 трлн рублей, внешнего госдолга - $55,1 млрд, или 50,1 млрд евро.
Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее заявлял, что "обязательные условия весьма сложные, бюджет (следующего года) весьма сложный, жесткий, как принято говорить, и отражает текущую экономическую ситуацию в стране". По его словам, проект бюджета должен отражать подходы, позволяющие, с одной стороны, решать насущные социально-экономические задачи, а с другой стороны, оптимизировать расходы и сокращать целый ряд неэффективных затрат.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор Российского государственного университета правосудия Анатолий Селюков, дефицит бюджета 2016 года находится в пределах нормы, его наличие не является отрицательным явлением. "Это способ, наоборот, борьбы с имеющимися проблемами, с кризисом. Поскольку есть источник покрытия дефицита, вполне достаточный для того, чтобы его покрыть, в этом плане я не вижу больших проблем", - отметил эксперт.
Говоря о том, будет ли дефицит бюджета пополняться из резервного фонда, он отметил, что в основном да, однако могут быть использованы и иные источники, в том числе традиционные средства займа и продажи других имущественных объектов. "Приватизация некоторых объектов - у государства всегда есть определенные вещи, которые можно продать. И в данном случае это все идет на покрытие дефицита бюджета. Многие страны традиционно имеют дефицит бюджета. Это в советское время был профицит. Сейчас это стало немодным", - считает Анатолий Селюков.
Отвечая на вопрос, насколько реален выход на озвученную инфляцию, профессор отметил, что это нереально: "Пока, к сожалению, идет та политика, которую проводит Центральный банк, она не совсем отвечает национальным интересам, это моя позиция. Я считаю, что инфляция будет больше. Это нужно экономистам просчитывать, составлять модели, я все-таки юрист. Но судя по последним годам, это в пределах 10% плюс-минус 2%, по крайней мере - не 6%. Это было бы счастье, если бы инфляция у нас сдвинулась к минимуму, поскольку она действительно отрицательно влияет на развитие экономики", - считает ученый.
Что касается перехода с трехлетнего на однолетнее планирование, эксперт уверен, что это вынужденная мера: "Это как говорить о том, что если вы сломали ногу, насколько вам полезен гипс, понимаете? Это вынужденная мера, и здесь никуда не денешься, потому что в условиях этой неустойчивости, которая имеет место быть, составлять трехлетний бюджет – это пустая трата времени", - уверен Анатолий Селюков.
Людмила Пронина оценила одобренный показатель дефицита как адекватный текущей экономической ситуации. "Сейчас не было возможности сбалансировать бюджет с меньшим дефицитом, потому что были приняты абсолютно все меры и по привлечению доходов, и по снижению расходов, то есть, так называемая оптимизация", - пояснила она.
Напротив, по мнению эксперта, будет очень хорошо, если удастся удержаться в границах заявленного дефицита, поскольку условия постоянно меняются, и не в лучшую сторону, что будет требовать внесения изменений в бюджет, о чем заявляли и в Минфине.
Пронина напомнила, что Министерство финансов давало прогноз в $40-60 за баррель на протяжении ближайшего семилетия, однако уже сейчас нефтяные цены достигли уровня в $36. "Я боюсь, что негативные тенденции будут продолжаться, и что, возможно, мы даже не удержимся в этих пределах - $40-60 — на протяжении семи лет, потому что трудно планировать на такое время. Исходя из меняющихся условий, нам придется вносить изменения в бюджет в течение даже 2016 года, по крайней мере, один раз в год, например, в ближайшую весеннюю сессию", - предупредила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
Экономист отметила еще один негативный фактор, который заключается в том, что для России из-за западных санкций закрыты, и, по-видимому, надолго, внешние источники, за счет которых можно было бы компенсировать бюджетный дефицит. "Дефицит всегда покрывается за счет всех источников, законодательно установленных бюджетным кодексом, то есть из внешних и внутренних заимствований, например, внутренних траншей, облигаций федерального займа. То есть, главные источники сейчас - это заимствования, кредиты и внутренние кредиты внутренних банков", - рассказала она.
При этом, по ее словам, наибольшую обеспокоенность вызывает дефицит не столько федерального, сколько региональных и местных бюджетов. "Долг консолидированных бюджетов достигает 2,2 трлн, так что мы в серьезной долговой яме. Для регионов поэтому очень важны бюджетные кредиты. И в этой ситуации то, что в федеральном бюджете для них запланирован такой достаточно небольшой объем - 140 млрд, то есть гораздо меньше, чем в прошлом году - 355 млрд, - это очень тяжело", - заявила Пронина.
Конечно, для покрытия дефицита может быть использован Резервный фонд, однако он сам сейчас находится на грани, учитывая, что основной источник его пополнения — нефтегазовые доходы, уточнила эксперт. Она предупредила, что, возможно, если положение будет ухудшаться, уже в следующем году Резервный фонд будет исчерпан.
Наконец, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС оценила как нереальный заложенный в бюджет уровень инфляции в 6,5%. "Это сложно. По фактическим данным Росстата в прошлом году инфляция была 11,9%, сейчас фактически ожидаемая инфляция выше 15%. Поэтому, я боюсь, что мы не выдержим это", - заключила Людмила Пронина.