Особенностью политики России в сфере межнациональных отношений всегда являлось осознание того, что в основе фундамента государственности должны лежать гармоничные отношения между многочисленными этносами. Об этом заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Никита Власов, рассказывая об основных различиях в миграционной политике у Евросоюза и России.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России.
Он пояснил, что если в основе существования российского государства всегда лежала политика построения гармоничных межнациональных отношений, то Европа в этом смысле исторически является более сложным и многообразным объектом. "Политика в сфере межнациональных отношений долгое время выстраивалась по-разному на юге Европы или, например, в Скандинавии или Великобритании. В то время как участие якутов или тувинцев в общероссийском “капитале” – результат длительных исторических, экономических и социальных процессов", - сказал он.
Обращаясь к событиям новейшего времени, эксперт отметил, что "открытие" Европы для внешней миграции самым серьезным образом повлияло на развитие социальных и политических институтов, и, конечно, стало предметом для внутриполитической дискуссии. "В Европе в принципе существуют NGO, неправительственные организации, которые приветствуют миграцию и всячески стараются помогать мигрантам и беженцам. Консерваторы же миграцию не приветствуют, и часть населения поддерживает эту точку зрения", - указал Никита Власов, отметив, что в Европе эта проблема является линией раскола.
"Более того, в ЕС, как в случае с сирийскими, так и с североафриканскими мигрантами нет консенсуса. Хотя существуют общеевропейские ценности толерантности и всеобщего принятия, которые заточены на помощь тем, кто находится беде. Но некоторые европейцы задаются вопросом, почему они должны делиться частью собственного дохода с мигрантами. Приезжает какой-то сириец, почему они должны ему помогать. К тому же меняется демографический баланс и во многих странах Евросоюза, когда появляется столько беженцев, из-за этого возникают действительно серьезные проблемы", - отметил эксперт, пояснив, что все эти процессы ведут к дисбалансу в общественном сознании.
Далее аналитик обратил внимание на то, что в отличие от европейской миграционной политики, российская линия отношений с мигрантами основана на глубокой историко-социальной памяти, тесно связанной с исторической памятью Российской империи, СССР, отношениях со странами Центральной Азии или Южного Кавказа. "Поэтому вопрос адаптации мигрантов на территории Российской Федерации имеет несколько иные корни, нежели аналогичные проблемы на европейском континенте. Адаптация мигрантов связана скорее с сохранением пространства русского языка и общей историко-культурной традиции. Но принципиального отторжения культур не происходит до тех пор, пока сохраняется память об общем прошлом", - подчеркнул сотрудник "Вестника Кавказа".
"Именно поэтому Россия всегда выступала за единство в том числе и восточных государств независимо от их национального или же конфессионального состава и против того, чтобы национальные и конфессиональные противоречия были предметом политического торга", - заключил Никита Власов.