Membership Acting Plan, "дорожная карта" по вступлению Грузии в НАТО, так и останется несбыточной "грузинской мечтой" – такой вывод можно было сделать после состоявшегося накануне саммита министров стран Североатлантического альянса в Брюсселе, в рамках которого прошло заседание Комитета НАТО-Грузия. В ходе этого события глава МИД Грузии Майя Панджикидзе услышала множество лестных слов (и скрытой критики) в адрес своей страны, но ни единого намека на получение MAP в ходе осеннего саммита НАТО в Уэльсе.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, открывая заседание, особо подчеркнул, что комитет собрался на фоне событий вокруг Украины, а ситуация, сложившаяся вокруг Крыма, "еще раз подтвердила важность соблюдения принципа территориальной целостности государств". Отметив прогресс в проведении реформ в Грузии, генсек, тем не менее, особо подчеркнул "необходимость тесного сотрудничества между властью и оппозицией" - явно намекая на скандал с вызовом на допрос в прокуратуру лидера оппозиционной партии "Единое национальное движение", экс-президента страны Михаила Саакашвили.
"Успешное проведение предстоящих в июне муниципальных выборов станет подтверждением прогресса Грузии в сфере развития демократии", - заявил Расмуссен, повторив тем самым свои собственные слова, многократно звучавшие в преддверии парламентских выборов 2012 года и прошлогодних президентских выборов. "Успешное проведение" ни тех, ни других, следует заметить, не привело Тбилиси к предоставлению вожделенной "дорожной карты", и повторение Расмуссеном одних и тех же обещаний наводит на мысль, что и муниципальные выборы не сделают Грузию ближе к НАТО.
"Вы достигли замечательного прогресса в осуществлении амбициозных реформ в военной сфере, – продолжал хвалить грузинские власти генеральный секретарь. - Ваша страна стала моделью для всех других стран региона". По всей видимости, здесь был сделан намек на тот факт, что ни одно другое государство Южного Кавказа не обращалось в НАТО с официальной просьбой о членстве, а Украина при Викторе Януковиче отозвала заявление из Брюсселя.
Также в ходе часового заседания Грузию многократно благодарили за "уникальный вклад в миротворческую миссию НАТО в Афганистане", где, как известно, служат около 1750 грузинских солдат и офицеров. Сама Панджикидзе, вероятно, среагировав на уклончивый характер речей представителей НАТО, деликатно обошла в своем выступлении вопрос предоставления Грузии MAP на уэльсском саммите, хотя и выразила надежду на "дальнейшее сближение и еще более тесное сотрудничество".
У осторожности, проявленной грузинским министром, есть и другая причина – недавнее заявление президента США Барака Обамы о том, что, несмотря на все усилия за последние 14 лет (после исторической фразы президента Шеварднадзе о желании "постучаться в двери НАТО"), Грузия даже "не стоит на тропинке, ведущей к членству в Альянсе".
В Тбилиси это заявление хозяина белого дома восприняли, как окончательный отказ принять Грузию в НАТО. "Получается, что хоть и неформально, но Москва, на самом деле, обладает правом ветировать решения Альянса, нравится это кому-то или нет", – заявил в беседе с "Вестником Кавказа" ректор Тбилисской дипломатической академии Иосиф Цинцадзе.