Европа недовольна давлением Америки на европейские компании, которые работают над совместными проектами с Россией по поставкам газа на европейский рынок. Об этом сообщил канцлер Австрии Кристиан Керн на Австрийском всемирном саммите в защиту климата.
По его словам, именно газ послужит технологией, которая обеспечит переход к чистой энергии, поэтому делать ставку только на уголь нельзя. "Досадно, что Сенат США на прошлой неделе принял решение расширить угрозу санкций на все предприятия, которые принимают участие в совместных энергетических проектах с Россией. Речь конкретным образом идет о строительстве новых газопроводов, которые должны компенсировать сокращение разведки и добычи в Северном море", - цитирует Керна ТАСС.
Австрийский канцлер подчеркнул, что такой подход неприемлем, так как вопрос об обеспечении энергетических потребностей Европы она должна решать самостоятельно. "Для нас важно, чтобы у нас на предприятиях были обеспечены рабочие места. И мы не принимаем законопроект, поддерживаемый американским Сенатом, который считает, что поставки сжиженного природного газа США должны найти новый рынок сбыта в Европе", - пояснил политик.
Он заявил о недопустимости решения политических вопросов экономическим путем, предупредив, что Европа в целом и Австрия в частности будет защищаться против такого подхода, реализуя в первую очередь свои интересы.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, сейчас вопрос в том, насколько последовательны в защите компаний, связанных с российскими газопроводными проектами, будут Австрия и Германия. "Сложилась такая ситуация, при которой возможные американские санкции затрагивают непосредственно интересы и Германии и Австрии, и они прямо сказали, что, если эти санкции начнут действовать, они могут привести к свертыванию российских поставок и появлению на европейском рынке газа других стран, в частности, самих США, который будет значительно дороже. Поскольку Вена и Берлин не хотят больше платить за газ, думаю, в борьбе за свои деньги они иногда будут последовательными", - ожидает он.
При этом в Евросоюзе есть страны, которые американские санкции против российских газопроводов будут всячески поддерживать. "Во-первых, Польша заинтересована в том, чтобы поставки газа шли через ее территории, так как это даст ей и доход от транзита, и способность влиять на Россию. Во-вторых, страны Прибалтики, пусть и не получат прямой выгоды, но не упустят случай действовать в унисон с теми, кто выступает против России. У других стран возможны лишь политические интересы, и какими они будут, можно будет понять ближе к дате принятия или не принятия этих санкции в США", - обратил внимание Владимир Оленченко.
Так или иначе, обсуждение санкций может замедлить реализацию "Северного потока-2". "Компании, которые участвуют в строительстве газопровода, имеют и другой бизнес, который может касаться США, и у них могут возникнуть опасения за этот бизнес. Потому стоит ожидать некой паузы, в которую страны и компании будут оценивать возможные выгоды и потери. Понятно, что возобладают выгоды, которые очевидны, так что со стороны США сейчас скорее идет попытка зондажа, насколько управляемы западноевропейские компании и страны. Американцам хотелось бы, чтобы это было как в армии – команду отдали, она выполняется. Но мир изменился, все больше укрепляется идея многополярного мира и американцам надо к этому привыкать", - подчеркнул старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев обратил внимание, что в отсутствие нового обострения отношений ЕС с Россией у европейских стран почти нет причин поддерживать антигазопроводные санкции. "Данные ограничения не только не согласованы с европейскими странами и носят односторонний характер, но и затрагивают жизненные интересы многих европейских энергетических, машиностроительных и металлургических компаний. Трубопроводы – это крупные инвестиционные объекты, в реализации которых участвуют компании самого разного профиля, так что вопрос выходит за рамки сугубо газовой отрасли. Та позиция, которую сразу озвучили Германия и Австрия, отражает позицию как бизнес кругов, так и политической элиты тех стран, которые эти санкции затрагивают. Поскольку Германия играет ключевую роль в ЕС, сопротивление будет жестким", - ожидает он.
Расклад европейских сил по этим санкциям соответствует позициям стран по самой реализации российских трубопроводных проектов: Германия и Австрия против санкций, Польша, Прибалтика, Дания и Швеция за них. "Администрация Трампа будет использовать такое яркое и гласно сопротивление для того, чтобы тормозить решение Сената. Не думаю, что Трамп наложит вето в силу внутриполитических причин, для него это будет достаточно сложно сделать, тем более, что антироссийские ограничения идут в пакете с иранскими санкциями – но для него и его команды этот законопроект не нужен, из-за чего Белый дом сейчас оказался в довольно сложном положении. Трамп пытается как-то по новому выстраивать отношения с Россией и сохранять контакты с Германией и в целом с ЕС, так что принятие новых санкций станет для него и внутриполитической, и внешнеполитической проблемой", - указал Алексей Белогорьев.
У антигазопроводных санкций есть экономическая подоплека. "Ряд компаний США пытаются создать более благоприятные условия для экспорта американского сжиженного газа в Европу. Для этого нужны более выгодные ценовые условия – то есть рост цен на газ, чего нельзя добиться без создания определенного дефицита. США нужно избавиться от дешевого газа в Европе, а российский газ является и останется в перспективе самым дешевым, конкурировать с ним американскому СПГ невозможно. Изменить ситуацию можно будет при росте цен хотя бы до $120-130 за 1 тыс кубометров – и то это минимальная рентабельность для СПГ из США. Россия тоже, конечно, за более высокие цены, но текущая ситуация позволила ей выдавить многих конкурентов и доминировать на европейском рынке. То есть эта история не только о политике, но и об открытом продвижении американских бизнес-интересов, что раздражает европейских политиков, ведь они прежде критиковали Россию за использование в газовой сфере политических интересов, а теперь, выходит, к той же политике прибегает США", - рассказал эксперт.