В австрийской столице на высшем дипломатическом уровне начинаются консультации Ирана, ЕС и США по ядерной программе ИРИ.
Президент Ирана: компромисс на переговорах по иранской ядерной программе будет достигнут
За месяц до истечения срока переговоров глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф и госсекретарь США Джон Керри сядут за стол, чтобы сверить позиции и подготовиться к очередному полноформатному раунду переговоров "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия).
Как уточнил корр. ТАСС источник в американской делегации, Керри прибудет в Вену лишь в среду. Консультации начнутся со встречи политдиректоров ЕС и Ирана - заместителя главы европейской дипломатии Хельги Шмидт и замминистра иностранных дел ИРИ Аббаса Арагчи, а вечером состоится ставший уже традиционным деловой ужин Эштон и Зарифа. С прибытием американской делегации в среду переговоры перейдут в трехсторонний формат.
По словам дипломатического источника, близкого к иранской делегации, Тегеран рассматривает венские консультации как попытку вдохнуть новую жизнь в переговорный процесс после того, как последний раунд, проходивший в Нью-Йорке в сентябре, закончился без ощутимых результатов.
Как недавно заявлял президент Ирана Хасан Роухани, по принципиальным вопросам между Тегераном и "шестеркой" стран есть понимание, а "разногласия касаются только деталей".
Ядерная программа Ирана. Досье
Он, в частности, отметил, что нет разногласий между сторонами по таким вопросам, как строительство реактора в Араке, должен ли Иран обладать технологией обогащения или же о судьбе научного центра в Фордо и продолжении Ираном мирной ядерной деятельности. Все эти вопросы могут быть решены, сказал Роухани. Разница, по его словам, существует лишь "в деталях и их количестве".
Однако именно эти детали и не позволяют пока сторонам подойти к согласованию итогового документа. И хотя на днях Арагчи говорил иранским СМИ, что он надеется на открытие "нового пути в переговорах по иранской ядерной программе в Вене", проблемы, судя по всему, остались старыми. "Мы будем обсуждать главные на сегодняшний день вопросы, такие как антииранские санкции и пути их отмены, а также степень обогащения урана", - конкретизировал он.
Неясным также остается, успеют ли стороны вообще выйти на соглашение в оговоренные сроки. Примечательно, что разговоры об этом в этот раз, зашли еще до начала самого раунда. Это признал на прошлой неделе и заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах в формате "шестерки".
"Если получится сосредоточиться на решении главных вопросов, которые остались неурегулированными после Нью-Йорка, тогда успеть можно, - сказал он. - Если мы будем продолжать идти по периферии переговорного поля, по его окраине, тогда опоздать и не уложиться - вполне реально. Не хотелось бы рассматривать этот сценарий, потому что на любых переговорах главное - сосредоточиться на результате. А если уже сейчас планировать альтернативные схемы, значит, отвлекаться от главного".
Как рассчитывает Рябков, именно от венских консультаций будет зависеть, когда возобновится полноформатный диалог. "В ходе этого контакта будет согласовано, где и когда возобновятся переговоры", - пояснял он.
Вместе с тем, подчеркнул замминистра, времени очень мало с учетом того, что 24 ноября установлено в качестве предельного срока. "Поэтому каждая неделя, которая проходит, добавляет ощущения, что надо активизироваться, к чему мы призываем всеми силами и способами всех наших партнеров - и иранцев, и других участников "шестерки", - отметил замминистра.
Не добавляют оптимизма к атмосфере переговоров и итоги недавней встречи представителей Ирана и МАГАТЭ, состоявшиеся в Тегеране в начале месяца. Стороны так и не смогли окончательно разобраться с двумя согласованными еще в мае вопросами, касающимися возможной военной направленности иранской ядерной программы. Кроме того, и Ираном не были предложены и новые меры, которые могли бы войти в очередной пакет практических мер.