Как гром среди белого дня прозвучали слова президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что в случае, если в середине октября ЕС не отменит визовый режим с Турцией, Анкара может отказаться от реализации программы по возвращению нелегальных мигрантов, проникших в Европу с территории страны.
Насколько насторожило заявление Эрдогана Европу, можно понять по публикациям в ведущих СМИ Европы, где на протяжении нескольких недель образ диктатора Эрдогана из-за его жестких мер против путчистов сменился робкими обвинениями в шантаже Европы турецким лидером. Но многие уверены: Эрдоган взялся за то, чего не смогли добиться турецкие лидеры на протяжении 60 лет. Отмена Европой визового режима для граждан Турции уже много лет является краеугольным камнем в отношениях Брюсселя и Анкары.
Несоразмерная критика Эрдогана западными лидерами, которые, к слову, плохо скрывают, что огорчены провалом мятежа против действующей власти Турции 15 июля, дает возможность констатировать одно: отношения между Турцией и ЕС дошли до точки кипения, что несомненно будет влиять на процессы, происходящие в регионе, тем самым ознаменовав новую эру конфронтации на Ближнем Востоке.
Почему Эрдоган решил пойти на крайние меры, или все-таки это громкие слова рассчитанные на граждан Турции, которые за последний месяц стали свидетелями исторических потрясений в стране? Как Европа выберется из пучины миграционного кризиса, с которым рискует остаться один на один, нам рассказали политологи.
"Если бы вы спросили у меня до 15 июля, когда была попытка переворота, рассчитано ли данное заявление на внутреннюю аудиторию, то, конечно же, я бы, не сомневаясь, ответил, что так оно и есть. Но после неудавшегося путча в Турции наступила совсем иная реальность", - рассказал "Вестнику Кавказа" видный турецкий политолог Айдын Сезер.
"Я вам могу со стопроцентной уверенностью сказать, что слова Эрдогана имеют очень серьезные намерения, и он вполне способен отменить достигнутые соглашения с Европой", - поведал он.
При этом политолог обратил внимание на то, что странным образом после неудавшегося мятежа у Турции окончательно испортились отношения как с Америкой, так и с Западом. "Маски сброшены. Вчера итальянский премьер заявил, что контрмеры Эрдогана против путчистов не отвечают нормам ЕС, некий министр в Австрии жаловался на то, что турки угрожают ему, а Германия наложила запрет на трансляцию прямого обращения Реджепа Тайипа Эрдогана в прошлое воскресенье к участникам митинга против попытки переворота, который прошел в Кельне. Все это дает полагать, что заявления Эрдогана по миграционному проекту с ЕС - это не просто слова, а уже реальность сегодняшнего дня", - сказал Сезер.
Политолог также отметил, что Турции все труднее одной тащить на себе ношу миграционного кризиса, что в итоге отражается на ее экономической стабильности.
"На протяжении длительного времени мы продолжаем принимать у себя беженцев из Сирии, распределяем из бюджета многомиллиардные суммы на их содержание, а в ответ нам говорят, что мы должны продолжать нести обязательства по сирийским беженцам. Но с другой стороны, мы понимаем, что есть моральные, чисто человеческие ценности, и поселить 3 млн человек, которые потеряли свой кров, обеспечить их всем необходимым - не каждая страна способна. Турция не в состоянии одна тащить весь этот груз. Взамен этого она должна хотя бы получить или очень серьезную финансовую помощь, или же удостоиться отмены виз для ее граждан в странах ЕС. То, что сейчас происходит - это точка кипения. Потому что в самой Турции из-за всего этого разразился как политический, так и экономический кризис", - заявил политолог.
В свою очередь директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев предположил, что, скорее всего, Эрдоган играет сейчас на настроениях европейцев. "Понятно, что ситуация сейчас непростая как в самой Турции, так и в Европе. Постоянные теракты, военный переворот в Турции. Но, тем не менее, Турция задействована в программе так называемых "открытых дверей", и хоть она является европейской страной, но она не является страной-членом ЕС. Поэтому сейчас Эрдоган будет вести политику, направленную на получение дополнительных финансовых ресурсов от Евросоюза. Европейцы пообещали 3 млрд евро, но пока дают лишь 1,7 млрд евро. Конечно, Эрдогана, заявившего, что на беженцев уже потрачено около 10 млрд евро, эта сумма не устраивает. Но, тем не менее, эта проблема достаточно серьезная как для самой Турции, так и для европейских стран. Поэтому я думаю, что здесь стороны пойдут, что называется, навстречу друг другу и обеспечат диалог", - считает эксперт.
Помимо заинтересованности в деньгах, Турция является страной-транзитером, расположенной на пути из стран Ближнего Востока в Европу, и беженцы никак не минуют Турцию, - пояснил политолог. "Для Эрдогана очень важно обеспечить "продажу" беженцев, то есть по сути дела на первом этапе - санацию всех беженцев на своей территории, во вторую очередь речь идет о финансовых вливаниях в турецкую экономику за счет стран ЕС, Европейского центрального банка. Это выгодно. Для европейцев это тоже выгодно, потому что, обеспечивая санацию беженцев и обмен согласно этим предварительным договоренностям из 75 пунктов, Турция будет обменивать одного легального сирийца на двух беженцев-нелегалов. И, собственно, передерживать их на своих территориях, в своих контейнерных лагерях. Это выгодно и для Турции, и для Европы", - рассказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования.
Что касается этих 75 пунктов, которые Турция должна выполнить, исходя из требований Еврокомиссии, там есть достаточно серьезный пункт, который касается отмены визового режима с ЕС. "Это самый сложный пункт. То есть Турция может выполнить и требования по биометрическим паспортам, и по обмену "два на одного", даже несколько изменить законодательство с точки зрения ужесточения национальной безопасности, но что касается безвизового режима, это достаточно серьезно. Поэтому здесь, скорее всего, стороны найдут компромиссное решение. Пока безвизовый режим вводиться не будет, потому что в Турции на три месяца введен чрезвычайный режим в связи с несостоявшимся военным переворотом. Поэтому сейчас говорить о том, что в октябре будет введен безвизовый режим, преждевременно: к этому не готова ни Турция, ни ЕС. После октября я не исключаю такой возможности, что будет послабление, потому что безвизовый режим для турецких граждан - это не совсем безвизовый режим. Если внимательно прочитать это соглашение, то становится понятным что предназначен он не для всех граждан Турции, там должен быть ценз оседлости. Второе он действует только 90 дней, это по сути дела кратковременный безвизовый режим, а через 90 дней вступает уже режим контроля. Поэтому не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд, - полагает Александр Гусев.
Говоря о миграционном кризисе в Европе, он подчеркнул, что у стран Евросоюза нет альтернативы Турции, через которую беженцы попадают в ЕС. "Все беженцы из стран Ближнего Востока попадают в Европу транзитом через Турцию. У мигрантов из Афганистана, Пакистана, Ирака и Сирии них нет другого пути, кроме как добираться в Европу через Турцию. Есть еще Греция, но попасть туда наземным путем можно только через Турцию, а морской путь занимает больше времени. Другое дело – мигранты из Северной и Центральной Африки, которые через Средиземное море попадают в Италию. У европейцев нет альтернативного варианта, им необходимо создавать для Турции условия по приему беженцев", - заявил политолог.
При этом он указал на то, что Европа предоставит президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану определенные поблажки. "У них нет другого пути. Ситуация с беженцами будет только накалятся. Согласно предварительным подсчетам ООН, общее количество граждан в странах Ближнего Востока, готовых покинуть свою территорию, составляет примерно 15 млн человек. Если все они приедут в Европу или в Турцию - это будет катастрофа. Сейчас в Турции 1,5 млн беженцев, она просто не выдержит экономически принять такое количество мигрантов. А европейцам нужно что-то делать, поэтому Турция все равно является основным вариантом для них", - заключил Александр Гусев.