В Сеуле завершился Всемирный саммит по вопросам ядерной безопасности, на котором подвели итоги года, прошедшего после фукусимской катастрофы. В работе форума приняли участие главы государств и высокопоставленные делегации всех стран, занимающихся вопросами развития ядерной энергетики. То, что на данную встречу не пригласили представителей Северной Кореи и Ирана - тоже вполне ясный сигнал обеим странам, что говорить будут о них, но без них. Однако итоговый документ - коммюнике, подписанное его участниками - уже окрестили "расплывчатым" и "туманным".
Коммюнике содержит призыв отказаться от топлива высокого обогащения. Этот призыв, помимо решения очевидных задач нераспространения, может свидетельствовать об обострении конкуренции за новые технологии атомной энергетики. Странам третьего мира предлагают ограничиться коммерческой эксплуатацией экспортной технологии развитых стран - легководных реакторов, которые почти дошли до пределов своей полезности, а сами ведущие ядерные державы оставляют за собой право развивать новейшие технологии реакторов на быстрых нейтронах.
"Мы призываем государства принять меры к тому, чтобы свести к минимуму использование высокообогащенного урана, в том числе перевода реакторов на низкообогащенное урановое топливо, где это технологически возможно и экономически оправдано", - говорится в документе.
Отказ от работ с высокообогащенным топливом, безусловно, затруднит потенциальным террористам создание материалов оружейного качества. Подспудно здесь просматривается укор нарушителям мирового ядерного спокойствия - и, в первую очередь, Ирану. Именно Иран в последнее время официально сделал приоритетной программу обогащения урана до уровня в 19,75%, тогда как типовое топливо легководных реакторов имеет обогащение в 2-5%. Но на фоне гипотетической "иранской ядерной угрозы" за бортом саммита осталась угроза более реальная – Армянская АЭС.
"На самом деле этот саммит прямого отношения к Кавказу не имел, - заявил в беседе с "Вестником Кавказа" директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. – Однако он рассматривал вопросы технической безопасности ядерных объектов и безопасности хранения ядерных материалов. На Кавказе имеется электростанция в Армении. Насколько я понимаю, отработанное ядерное топливо оттуда вывозится. Но я не понимаю, куда его можно вывозить и через какую территорию?".
Эксперт достаточно высоко оценил надежность самой станции, отметив: "Да, там стоят достаточно хорошие энергоблоки - такие же, как на Кольской АЭС, ВВЭР-440. Это хорошие энергоблоки в плане безопасности. Но я не очень понимаю, как обеспечить, например, удовлетворительную сейсмоопасность самого региона?".
Владимир Евсеев напомнил о том, что во время землетрясения в Спитаке, автоматика электростанции сработала на "отлично" – она была заглушена. Но неожиданно сказался человеческий фактор, когда перепуганный персонал просто бросил все на произвол судьбы. Ситуацию выправило только то, что в регион экстренно был переброшен персонал с аналогичной Кольской АЭС. Проблема заключалась в том, что даже после того, как заглушен реактор, на нём остаётся порядка 15 мВт мощности, выделяющейся большей частью в виде тепловой энергии. Если не делать съём этого тепла, то может произойти взрыв. И возможность такого поворота событий была вполне реальной, причем чисто по вине обслуживающего персонала.
"В общем ключе, наверное, следовало бы поставить вопрос о безопасности станции на полях саммита. Это и безопасность хранения отработанного ядерного топлива, и его переработка, потому что на территории Армении нет производств по переработке ядерного топлива. А возможности по его выгрузке и транспортировке - они тоже достаточно ограничены", - резюмировал эксперт.
Напомним, что в Армении действует единственная в регионе атомная электростанция, расположенная возле города Мецамор, находящаяся приблизительно в 20-30 км к югу от Еревана, всего в 16 километрах от турецкой границы и расположенная в сейсмоопасной зоне. Станция введена в эксплуатацию в 1976 году, а в настоящее время функционирует только второй блок Армянской АЭС мощностью 407,5 МВт.
Армянская сторона уже давно и тщетно пытается убедить мировую общественность в том, что эта АЭС чуть ли не самая безопасная в мире. Однако не так давно журнал National Geographic под заголовком "Самая ли безопасная в мире Мецаморская АЭС?" опубликовал статью, первая же фраза которой полностью опровергает все надуманные аргументы армянской стороны и делает их абсолютно беспочвенными. "Роковое сочетание дизайна, расположения и периода эксплуатации делает Мецаморскую АЭС одной из самых опасных ядерных установок в мире", - говорится в статье.
Мецаморская АЭС привлекла еще более повышенное внимание в связи с ядерным кризисом в Японии. Армянские чиновники настаивают на том, что изменения, внесенные в реактор в течение последних 15 лет, якобы сделали его работу более безопасной. Однако МАГАТЭ отметило, что "необходимые для усовершенствования работы не соответствуют принятым нормам и были сделаны уже после ее перезапуска". Более того, установленная в Мецаморе система защиты "ВВЭР 440 С" имеет аналогичную с Чернобыльской АЭС характеристику, что вызывает постоянную обеспокоенность многих из тех, кто живет в регионе, так как эта установка не имеет защитной оболочки. Система рассчитана на локализацию незначительных аварий, а в случае же большого разрыва система будет иметь выход непосредственно в атмосферу.
ЕС так и не смог убедить Армению закрыть АЭС, и поэтому Запад сосредоточил свои усилия на предоставлении помощи с целью усиления безопасности Мецамора, выделив более 59 млн евро на подобные проекты. Правда при этом Евросоюз настаивает на консервации АЭС и готов выделить на это еще 200 млн евро. Но вопрос окончательного закрытия станции по-прежнему не решен, а армянская сторона продолжает делать вид, что ничего не происходит.
Сеульский саммит: туманные ядерные угрозы и реальный Мецамор
20070 просмотров