Ашхабад собирается форсировать туркменские инициативы по Каспию

Официальный Ашхабад наметил планы по активизации переговоров со странами-соседями по Каспийскому региону, сообщает Trend со ссылкой на ТВ Туркменистана.

Каспий омывает побережья Азербайджана, России, Казахстана, Ирана и Туркменистана.

Этот вопрос обсуждался на последнем правительственном совещании, на котором был представлен отчет межведомственной комиссии по вопросам Каспийского моря о проделанной в 2011 году работе, были озвучены планы на текущий год.

"Намечены планы по активизации переговоров со странами-соседями по Каспийскому региону", - говорится в сообщении.

Речь идет о вопросах, связанных с продвижением и реализацией международных инициатив по Каспию, выдвинутых Туркменистаном. Эти предложения, как сказано в репортаже, "нацелены на сохранение, приумножение и рациональное использование биоресурсов этого уникального природного водоема, обеспечение его экологической безопасности, развитие конструктивного регионального сотрудничества".

Запланирован ряд международных мероприятий, в том числе экологический форум по вопросам Каспия.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул на совещании, что "нейтральный Туркменистан, реализуя внешнеполитический курс, базирующийся на принципах равноправного взаимовыгодного партнерства, балансе национальных и общих интересов, неизменно выступает за конструктивный диалог во имя укрепления мира и согласия, активизации эффективного сотрудничества в регионе Каспийского бассейна - как в двустороннем, так и многостороннем формате".

"Наша страна и далее будет активно участвовать в выработке оптимальных решений вопросов, связанных с правовым статусом Каспийского моря, в целях обеспечения мира и безопасности в регионе, расширения плодотворного взаимодействия, упрочения отношений добрососедства, взаимопонимания и доверия между народами прикаспийских стран, объединенных многовековыми историко-культурными связями", - сказал глава государства.

По мнению туркменских специалистов, глобализация экономического развития прикаспийских государств, колебание уровня Каспийского моря требуют совместного решения ряда экологических проблем, в том числе предотвращения загрязнения водоема в результате сброса в него неочищенных сточных вод предприятий, затопления нефтегазовых месторождений прибрежной зоны, сокращения биоресурсов Каспия в результате их бессистемного использования.

Каспийское море - самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем, не связанный с мировым океаном и имеет климатообразующее значение.

Для Туркменистана, в недрах которого сосредоточены четвертые в мире по величине запасы природного газа (после России, Ирана и Катара), маршрут поставок природного газа в Европу через Каспий и Азербайджан выглядит все более притягательным. С целью реализации этого проекта туркменская сторона выразила готовность проведения соответствующей экологической экспертизы.

Традиционный путь для туркменского газа в Европу пролегал через трубопроводные коммуникации России. Российский газовый монополист ОАО "Газпром", пользуясь продолжительное время безальтернативностью транзита, скупал по сниженной цене центральноазиатский газ для его перепродажи Европе. Однако с наступлением мировой рецессии эти закупки заметно снизились - с ежегодных 40-50 миллиардов в год до 10 миллиардов кубометров.

Ашхабад в последнее время отмечает "важность поставок туркменского природного газа в европейском направлении", в том числе по приоритетным для Европы проектам "Южного газового коридора" и AGRI. Оба эти проекта на ближайшую перспективу ориентированы на поставки газа из Азербайджана, в перспективе претендующего и на роль крупного транзитера углеводородных ресурсов из Центральной Азии. В среднесрочной и долгосрочной перспективах основной сырьевой базой может стать Туркменистан.

В январе прошлого года Бердымухамедов после встречи в Ашхабаде с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу "самым привлекательным" способом доставки туркменского газа Европе назвал строительство трубопровода по дну Каспия. "Что же касается способов доставки природного газа из Туркменистана на европейские рынки, то здесь существует несколько вариантов. Самый привлекательный из них с коммерческой, финансовой и инфраструктурной точки зрения - строительство трубопровода по дну Каспия", - сказал он.

"Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов. Он призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок и тем самым увеличить энергетическую безопасность ЕС. К проектам "Южного газового коридора" относятся газопровод "Набукко", Трансадриатический газопровод (TAP), ITGI.

Транскаспийский газопровод предусматривается в качестве части "Южного газового коридора" по доставке энергоресурсов Каспийского бассейна на европейские рынки. Он предполагает прокладку трубопровода протяженностью 300 км по дну моря из Туркменистана в Азербайджан.

Основная сырьевая нагрузка в проекте ложится на Туркменистан.
Прямых договоренностей по реализации Транскаспийского газопровода пока нет. Однако Евросоюз в сентябре 2011 года предоставил мандат на начало переговоров по подготовке соглашения между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном по Транскаспийскому проекту. Переговоры продолжаются.

Несмотря на то, что вопрос строительства подводного газопровода связывается с нерешенностью статуса Каспийского моря, Туркменистан и Азербайджан считают, что реализация этого проекта - суверенное право двух государств.

Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector (AGRI) предполагает поставки сжиженного газа из Азербайджана через Грузию и Черное море в Румынию, Венгрию, а также в другие европейские страны.

Участниками проекта являются компания SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), Корпорация нефти и газа Грузии, а также компании MVM (Венгрия) и Romgaz (Румыния). Председателем совета директоров AGRI является заместитель вице-президента SOCAR по вопросам инвестиций и маркетингу Виталий Беглярбеков.

Мощность проекта AGRI рассматривается в трех вариантах - два миллиарда кубических метров газа в год, пять миллиардов кубических метров и восемь миллиардов кубических метров. По предварительным данным, в зависимости от мощности проекта его стоимость варьирует от 1,2 миллиарда до 4,5 миллиарда евро.

7475 просмотров



Вестник Кавказа

в YouTube

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!