Таджикистан не имел весомых причин для обвинения российских летчиков в контрабанде. Россия же со своей стороны недооценила свое влияние на эту среднеазиатскую республику и не учла возможного вмешательства Ирана. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» высказал директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
«Веских причин обвинять летчиков, что они совершили незаконное вторжение в воздушное пространство, что они осуществляли контрабанду, не было. Нельзя рассматривать наличие двигателя, который находился на одном из самолетов, и запчасти как нарушение. Я думаю, одно государство, которое называется Исламская республика Иран, приложило к этому свою руку. Возможно, что власти Таджикистана сделали это под давлением со стороны своего близкого партнера и союзника. Для Ирана это очень удобный рычаг влияния. В условиях информационной войны, я думаю, возникает особенно удобный повод для торга: «Давайте выстраивать хорошие отношения, а мы окажем содействие, чтобы летчиков отпустили». Конечно, у России есть прямые выходы на Таджикистан. Но если он дал какие-то обязательства Тегерану, то при всех наших положительных выходах и всех наших демаршах о том, чтобы выгнать определенное количество таджиков из России — всего этого окажется недостаточно», - заявил эксперт.
По мнению Владимира Евсеева, отношения России и Таджикистана не столь радужные, как это представляется многим в России. «Ситуация с Таджикистаном разная складывается, - говорит он. - Там и с русским языком были проблемы, и было серьезное обсуждение проблем таджиков в Москве. То есть проблемы реально существуют. России очень сложно выстраивать экономические отношения с Таджикистаном, который в плане экономики ничего особенного дать не может, потому что отсутствует инфраструктура, возникает вопрос с внутренней стабильностью».
При этом, по мнению эксперта, отношения Ирана и Таджикистана в некоторых сферах гораздо теснее, а потому решением проблемы с летчиками необходимо было заняться раньше, до вынесения обвинительного приговора. «Я думаю, что Россия надеялась, что это все само собой разрешится, что суда не будет, так как Таджикистан учтет, что огромное количество таджиков работает в России, что он зависим. Здесь российские власти переоценили свои возможности. Я могу сказать, что Иран не меньше, а может даже и больше, работает в Таджикистане: занимается подъемом экономики, очень активно работает в сфере культуры. Иран для Таджикистана дружественная страна и культурно близкая, хотя таджики и являются суннитами. Поэтому Россия здесь переоценила свои возможности, и эту тему надо было гасить сразу», - сказал директор российского Центра общественно-политических исследований.
Владимир Евсеев: В деле осужденных летчиков в Таджикистане возможен иранский след
24460 просмотров