Вестник Кавказа

Совбез ООН рассмотрит доклад по ситуации на Кавказе

Генсек ООН Пан Ги Мун считает неприменение силы и строгое соблюдение режима прекращения огня главными принципами урегулирования на Кавказе. Об этом говорится в его докладе Совету Безопасности, который будет рассмотрен сегодня Совбезом.

Предстоит также обсудить мандат миссии ООН в регионе, полномочия которой истекают 15 июня. Речь идет о возможности изменения мандата. Ранее миссия рассматривалась как единая для Грузии и Абхазии.

Напомним, 18 мая Пан Ги Мун с опозданием на три дня представил членам Совбеза доклад, в котором, по сути, предложил создать новый режим безопасности между Грузией и Абхазией. На основе этого режима, по оценке генсека, и может быть выработан новый мандат миссии.

Официально "Доклад генерального секретаря, представляемый в соответствии с резолюциями Совета безопасности 1808, 1839 и 1866" представит спецпредставитель генсека Йохан Вербеке. Впервые в названии документа нет ссылки на принадлежность Абхазии к Грузии, как это было в предыдущих докладах генсека ООН по этой теме. Ранее в заглавии каждого из них присутствовали слова "о ситуации в Абхазии, Грузия". США до последнего настаивали на сохранении этой ссылки в названии, однако Россия выступала за то, чтобы в докладе эта тема не затрагивалась. После нападения Грузии на Южную Осетию в августе прошлого года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Один из пунктов представленного доклада генсека упоминает "миссию ООН по стабилизации", что фактически может означать предложение Пан Ги Муна об изменении названия миссии.

Генсек также предложил 11 элементов нового режима безопасности, в том числе создание зон безопасности на суше, на море и в воздушном пространстве, зон ограничения вооружений, механизмы взаимного уведомления, мониторинг со стороны ООН, заключение соглашений о взаимном информировании сторон и так далее. На основе этого нового режима, в соответствии с докладом, должен быть выработан новый мандат миссии.

Очевидно, что новый режим безопасности призван заменить тот режим, который существовал в соответствии с Московским соглашением о прекращении огня от 1994 года, которое де-факто перестало действовать после выхода из него грузинской стороны в августе прошлого года. Некоторые его элементы генсек по сути предлагает сохранить.

В частности, Пан Ги Мун предлагает:

- строгое соблюдение перемирия на суше, в море и в воздушном пространстве, а также принципа неприменения силы;

- установление 12-километровых зон безопасности с обеих сторон от линии прекращении огня, в которых не должны находиться вооруженные силы или военное оборудование, при этом с каждой стороны разрешается присутствие не более 600 сотрудников правоохранительных сил или органов безопасности, вооруженных легким стрелковым оружием в сопровождении не более, чем десяти бронетранспортеров, не оснащенных вооружением. После принятия последней резолюции о продлении мандата миссии ООН в Закавказье постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что "новая зона безопасности должна быть, по крайней мере, смещена в сторону Грузии, а не на равных относиться к Абхазии, от которой... не исходит никакой угрозы в отношении Грузии";

- установление зон ограничения вооружений, которые будут простираться еще на 12 километров (то есть на 24 километра от линии разделения сторон), в которых запрещено размещать тяжелые вооружения, включая танки, ракетные системы, артиллерию и минометы, калибром более 80 миллиметров, а также запрещено складирование боеприпасов к тяжелым видам вооружения. Исключение сделано для десяти БТР у каждой стороны;

- предварительное уведомление, в период от 48 до 72 часов, о передвижении личного состава и вооружений в зонах безопасности и ограничения вооружений;

- запрет на полеты в зонах безопасности и зонах ограничения вооружений военных и разведывательных самолетов, включая беспилотные летательные аппараты. Ранее, до нападения на Южную Осетию в августе 2008 года, Грузия неоднократно осуществляла над Абхазией пролеты беспилотников, некоторые из которых сбивались абхазскими силами ПВО;

- установление зон безопасности на море на расстоянии 12 морских миль от побережья и простирающихся на 12 километров вглубь акватории каждой из сторон, в которых не должно быть военных кораблей, за исключением не более чем пяти патрульных катеров пограничных сил или сил береговой охраны или аналогичных судов;

- регулярный мониторинг ООН ситуации в сфере безопасности в Кодорском ущелье;

- заключение соглашений о мерах доверия, включая предоставление информации по военным объектам в Сенаки (военная база Грузии) и Очамчире (создаваемая база ВМФ России);

- регулярные встречи в рамках совместного механизма по предотвращению инцидентов, согласие о создании которого уже достигнуто представителями России, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, США, ЕС и ОБСЕ. Первая такая встреча с участием представителей РФ, Грузии, Южной Осетии, ОБСЕ и ЕС уже состоялась 23 апреля. Генсек в докладе призывает все заинтересованные стороны проводить и в дальнейшем такие заседания под эгидой ООН;

- проведение представителями ООН расследований фактов нарушения режима безопасности и договоренностей сторонами;

- безопасность и полную свободу передвижения персонала ООН.

На основе такого режима безопасности генсек предлагает выработать обновленный мандат миссии ООН, которая изначально именовалась "Миссия ООН по наблюдению в Грузии", однако после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии во всех резолюциях Совбеза называется просто "Миссия ООН" без географического определения.

В новом докладе Пан Ги Мун по сути предлагает ей новое название. "Миссия ООН по стабилизации с этим мандатом сотрудничала бы с другими международными партнерами в регионе, такими как Миссия ЕС по мониторингу и ОБСЕ", - говорится в докладе.

Сам же обновленный мандат, по мнению Пан Ги Муна, должен включать в себя задачи по мониторингу и проверке выполнения предложенных положений режима безопасности; поддержание контактов со сторонами и другими участниками, включая членов механизма по предотвращению инцидентов; обеспечение свободы передвижения местного населения через линию прекращения огня, включая мониторинг на КПП; обеспечение гуманитарного содействия и создание условий для безопасного возвращения беженцев; обеспечение защиты прав человека, в том числе через содействие укреплению верховенства закона; содействие контактам между сторонами с целью развития взаимодействия по практическим вопросам, включая меры доверия и диалог.

В докладе также содержится оценка ситуации в зоне ответственности миссии ООН с февраля 2009 года. В частности, генсек указывает на несоответствие резолюциям Совета безопасности действий различных сторон - грузинской, российской и абхазской.
5295 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ