Генеральный директор крупнейшей российской энергетической компании "Газпром" Алексей Миллер летит в Тегеран на переговоры с высокопоставленными должностными лицами нефтегазового сектора Ирана – темой их встречи станет будущее сотрудничество.
Ранее Миллер обсудил энергетическое сотрудничество, особенно в газовой сфере, на деловой встрече с послом Ирана в России Каземом Джалали, передает иранское информационное агентство ИРНА.
Теперь глава "Газпрома" намерен развить выгодное для обеих сторон сотрудничество, обсудив его с иранскими коллегами в свете ущербных решений Европейской энергетической комиссии, вызвавших значительные проблемы на европейском энергетическом рынке.
Напомним, в ходе предыдущих встреч стороны уже наметили планы по дальнейшему развитию плодотворного двустороннего сотрудничества в области нефти и газа.
Что Россия предлагает Ирану?
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, какие проекты "Газпром" способен предложить Ирану.
"Первое направление – это развитие малотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ). "Газпром" готов поставлять свои решения в плане малотоннажного СПГ, которые помогут газифицировать отдельные районы Ирана. У "Газпрома" есть возможности строить полностью самостоятельно, со своими технологиями и оборудованием, именно малотоннажные заводы по сжижению газа, в России их сейчас строится довольно много, и это площадка для потенциального сотрудничества с Ираном", - прежде всего сообщил Игорь Юшков.
"Второе направление – это стратегические международные проекты. Больше всего обсуждается строительство некоего общего газопровода в Индию. Мы видим, что "Газпром" активно ведет переговоры по этой теме со среднеазиатскими странами, прежде всего с Казахстаном и Туркменистаном, возможно, прорабатывается взаимовыгодный вариант, когда в трубу добавляется туркменский газ. Дальше трубопровод через Иран идет в Пакистан и в Индию с тремя составляющими – российским газом, туркменским газом и иранским газом. Нужно договориться о том, как сделать проект выгодным для всех", - поведал экономист.
"Как страны-производители газа мы являемся конкурентами на мировом рынке. И "Газпром", по всей видимости, прощупывает почву, насколько в целом реалистично построить газопровод через Иран. Как известно, с Ашхабадом уже были переговоры о возможности подключения России к газопроводу "Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия" (TAPI), который Туркменистан давно продвигает. Но там проблема – это афганский участок, где никто не может гарантировать безопасность трубы. Россия теперь предлагает альтернативный маршрут через Иран, для которого требуется договориться с участниками проекта, чтобы не конкурировать, а сотрудничать и получать взаимную выгоду"
– Игорь Юшков.
Что думает Иран о проектах России?
Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ подчеркнул, что Иран демонстрирует открытость к диалогу по российским предложениям. "Эти переговоры инициировал не Иран, а "Газпром", при этом иранская сторона заинтересована в том, чтобы ее газ хоть как-то выходил на мировые рынки. Единственное направление, куда Исламская Республика поставляет сегодня газ – это Турция. То есть Иран довольно сильно заперт с точки зрения возможностей для экспорта газа. Проект России по выходу на рынки Пакистана и Индии принесет Ирану прямую выгоду", - указал он.
"Иран занимает второе место в мире после России по объему запасов газа и очень хочет эти богатства монетизировать в большей мере, чем это получается сейчас. Ради этого он готов рассматривать разные варианты. Не факт, что мы договоримся быстро или договоримся вообще, но необходимости переговоров это не отменяет. Иран не отметает российские инициативы, показывает, что готов к диалогу и ждет, чтобы Россия вышла к нему со взаимовыгодными предложениями", - заключил Игорь Юшков.