Вестник Кавказа

Расим Мусабеков: "Риск возобновления боевых действий может возрасти"

Расим Мусабеков: "Риск возобновления боевых действий может возрасти"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В интервью "Вестнику Кавказа" депутат Милли меджлиса, политолог Расим Мусабеков рассказал о том, как видят в Баку пути решения проблем безопасности на Южном Кавказе.

- Как вы на данном этапе охарактеризуете основные тренды безопасности в Кавказском регионе, включая возможные риски и угрозы, связанные с наличием конфликтов в регионе Южного Кавказа?

- Риски сохраняются. Более того, в последнее время с учетом того, что на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил наблюдается рост напряженности и подтягивается тяжелая техника, перестрелки продолжаются. Есть жертвы. Очевидно, что это все работает не на пользу укрепления стабильности. Нельзя утверждать, что регион стоит на пороге возобновления военных действий, но, думаю, что неурегулированность конфликта и то, что переговорный процесс, фактически, буксует, будет увеличивать риски возобновления широкомасштабных военных действий.

-Как вы видите мирное будущее Южного Кавказа, в каком формате?

- Все зависит от того, когда это мирное будущее наступит. Оно может наступить и в результате прорыва и на армяно-азербайджанских переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Если это произойдет, я думаю, что одно это обстоятельство создаст позитивный фон на Южном Кавказе и, возможно, также создаст какие-то предпосылки к урегулированию абхазского, южноосетинского конфликта по этой же или близкой модели. Тогда, думаю, что в регионе может возобновиться сотрудничество с участием уже всех государств, границы будут разблокированы, и мы сможем говорить о полноценном регионе. Потому что сегодня, с точки зрения и безопасности, и осуществления масштабных проектов, и экономической кооперации, полноценным регион не является. Из него однозначно выпадают в контексте отношений Азербайджана и Турции Армения, а Грузия – в контексте отношений с Россией.

- Сегодня российские эксперты много говорят о возможной реализации новой системы безопасности на Южном Кавказе с участием России, Турции и Ирана как главных игроков в регионе. На ваш взгляд, возможно ли такое сотрудничество – создать внеблоковую новую систему безопасности с участием этих стран?

- Я слабо себе представляю, по крайней мере, роль Ирана в этой конструкции, потому что пока Иран сам находится в глубокой международной изоляции, и говорить о его подключении к какой-то региональной системе безопасности мне представляется пока излишним. Но такого рода инициативы были и с возможностью подписания пакта о безопасности и стабильности на Южном Кавказе, по аналогии того, что свое время принималось по Балканам. Но этот пакт на Балканах реализовывался странами, входящими в ОБСЕ, и там были разные формулы. В том числе "3 плюс 3" (три государства Южного Кавказа, к которым подключались еще три государства - Турция, Иран, Россия), "плюс 2" – внешние игроки, но которые так или иначе погружены в проблемы региона - ЕС и США.
Вернутся ли к этой формулировке или какой-то иной формулировке – вопрос заключается в том, чтобы найти какой-то баланс интересов крупных игроков. Для этого надо подтвердить и закрепить внеблоковый характер государств Южного Кавказа. Тогда в контексте урегулирования имеющихся здесь конфликтов это возможно. Но говорить об том, что должен быть внеблоковый характер, но конфликт остается, Россия держит военную базу в Армении и при этом Грузия и Азербайджан должны, скажем, ограничить свои возможности для самообороны – я не думаю, что это будет хорошая идея.

- Иран обещал частично приостановить обогащение урана в ответ на снятие санкций Запада. Как будут развиваться дальше их отношения? Как развитие ситуации вокруг Ирана влияет на геополитический расклад на Южном Кавказе?

- Санкции, которые применили по отношению к Ирану (несмотря на все бодрые заявления исламского режима, о то, что им плевать им на эти санкции, что они как бы продолжают свое развитие) оказались очень действенными. Этого следовало ожидать. Если гораздо более могущественный СССР с Варшавским пактом, с СЭВ, достаточной продвинутыми технологиями, в результате того, что его изматывали технологическими санкциями и различного рода ограничениями, в конечном счете, отстал и рухнул, то гораздо более слабый и в технологическом, и экономическом отношении Иран должен было почувствовать тяжесть всех этих санкций в существенно более короткий промежуток времени. Что мы и наблюдали – огромная инфляция, дефицит бюджета, замороженные средства, растущее недовольство населения, безработица. И все это, как снежный ком, продолжало нарастать. Думаю, в иранском истеблишменте решили попытаться, если не полностью, то хотя бы на время договориться. Рухани представляет собой именно такую фигуру.
Насколько удастся с ним мирно договориться? Иран хочет стать серьезным региональным игроком, и не думаю, что он полностью свернет свою ядерную программу. Но ограничить ее, сделать более-менее предсказуемым поведение режима в этой чувствительной области – в этом заинтересованы все, не только Запад, в этом заинтересована и Россия. Думаю, что на какое-то время достигнуть компромисса возможно. Ведь, в конечном счете, от этого выигрывают все, потому что война или, скажем, ужесточение действий против Ирана ничего хорошего странам, которые соседствуют с Ираном, не обещает.

- 6 февраля сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик сообщил, что Армения и Азербайджан обещали соблюдать режим прекращения огня на время проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. На ваш взгляд, после Олимпиады может ли напряженность возрасти на линии фронта?

- Я все же не связывал бы это с Олимпиадой. Потому что в ходе Олимпиады вообще-то должны были встретиться президенты Армении и Азербайджана, которые находились в Сочи. Такая встреча не состоялась, поэтому трудно сказать, будет ли что-то после Олимпиады. Важно, чтобы появилась какая-то форма, на основе которой появится, по крайней мере, какая-нибудь перспектива по достижению компромисса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Пока ничего такого нет. Говорят, "давайте меры доверия повышать" или "укрепим контроль за режимом прекращения огня, отзовем снайперов" - ну и что дальше? Дальше-то пока ничего. Нет ничего дл того, чтобы стороны могли сказать - да, есть свет в конце туннеля, и мы можем, в каком-то направлении двигаясь, достигнуть компромисса. Зачем создавать иллюзии? Армяне спокойно сидеть на оккупированных азербайджанских территориях не будут. И все, кто так думает в Ереване, и все, кто покровительствует армянам, должны этот факт принять. Спокойствия в условиях сохраняющейся оккупации азербайджанской территории и отсутствия предпосылок для того, чтобы эту оккупацию прекратить, не будет.

 

14310 просмотров