Вестник Кавказа

Наргиз Пашаева: «Народы, населяющие постсоветское пространство, не только географически, но и психологически остаются близки друг другу»

Наргиз Пашаева: «Народы, населяющие постсоветское пространство, не только географически, но и психологически остаются близки друг другу»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Международная научная конференция "От Древней Руси к Российской Федерации" собрала в МГУ множество именитых специалистов-гуманитариев, которые дали свои оценки последствиям становления российской государственности. 
 Так, по мнению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, без прошлого нет будущего, так как "подлинная ценность передается не иначе, как по традиции". В связи с этим патриарх предостерег от "безумной вестернизации" государственного и культурного строя России: "Не стоит копировать, так как копия всегда хуже оригинала… Если строить цивилизацию на подражании, то всегда будет отставание от подлинника… Сейчас особенно важно понимать, что сохранение институтов власти является залогом процветания общества… Нет никакой другой среды, кроме академической, которая бы так влияла на формирование личности, в том числе на способность человека несколько раз подумать, прежде чем что-нибудь сказать".
  
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин напомнил, что этот год объявлен Годом российской истории: "Внимание к истории не должно ослабевать по окончании нынешнего знаменательного года. Одна из главных целей российского года истории - никогда не забывать ее уроки".

Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал, как буквально накануне конференции вместе с ректором Бакинского филиала МГУ Наргиз Пашаевой и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым открывал в Баку новый кампус филиала университета МГУ. "Сооружено выдающееся здание университета, новый кампус. И теперь там учатся студенты по программам московского университета, и преподает им профессура МГУ. В Азербайджане это событие имело статус государственного …Появившиеся лишь недавно государственные границы не могут перечеркнуть связывающие нас узы, наши кроны уже сильно переплелись. Становление российской государственности это не только покорение пространства, но это и закалка духа, формирование нового народа".
  
 Наргиз Пашаева также приехала в МГУ на конференцию, и ее выступление было, возможно, наиболее интересным, поскольку отражало с одной стороны «взгляд со стороны», а с другой – позицию ученого, которого слишком много роднит с российским коллегами. «Мы не ошибемся, если представим Россию, великую страну великих людей и великих идей как страну, традиционно имеющую мессианское предназначение в объединении западной и восточной цивилизаций, - заявила Пашаева. - Многие исследователи-историки ломали и будут ломать головы над тенденцией недооценки одних и переоценки других исторических реалий и фактов. Безусловно, сложно определить все сразу, но главное – не допустить очевидных ошибок. «Государства погибают тогда, когда не могут более отличить хороших людей от других», - писал древний философ Антисфен. В нашем понимании эта древняя формулировка применима и к краху Советского Союза. Сегодняшняя роль и значение России в современном мире настолько очевидны, что нет серьезных политических процессов в мире, где она не была бы задействована. В наши дни российское государство обретает новые качества, новую восприимчивость к новому времени. Это позволяет России обрести новый потенциал сильного государства. Если правильно расставлять акценты и анализировать прошлое, можно получить надежную систему охраны будущих перспектив политического, государственного и социального характера. Не секрет, что каждый исторический этап всегда имеет возможность возвысить или разрушить себя. Когда в XIXвеке власти царской России всего лишь за помыслы приговорили великого Достоевского к каторжной жизни, когда в XXвеке чекисты били Льва Гумилева, чтобы он признался в шпионаже своей матери, Анны Ахматовой, и то, и другое государства обрекали себя на уничтожение. Мы, азербайджанцы, всегда будем помнить трагическую судьбу наших выдающихся поэтов Микаила Мушфига и Гусейна Джавида, которые тоже стали жертвами своих поэтических произведений и романтических дум.

 Все эти деяния, которых бесчисленное количество, творились якобы во имя добра, а именно – за сохранение государства. На самом же деле это был акт саморазрушения государства. Сегодня, когда эти страшные факты получили свою запоздалую, но точную и справедливую оценку, мы еще раз убеждаемся, что, разрушая, не строят, и, убивая, не сохраняют. Это говорит о том, что трагизм и радости, реалии и мифы нашей общей истории представляют собой в большей степени явления одного рода. И люди, и народы, населяющие постсоветское пространство, не только географически, но и психологически были и остаются близки друг другу. Несмотря на все сложности, противоречия, конфликты и войны, нас все равно будет всегда объединять единое прошлое. В любом обществе и в любом государстве есть постулаты, которые нельзя сразу определить и показать. В основе их лежит постулат веры в добро. Оно включает в себя гуманитарные акты, культурный подход, факты сотрудничества.

Но в современном мире появились тенденции, которые лучше предупреждать. Сегодня порой многие ценные призывы, смыслы воспринимаются как всего лишь простые лозунги. Как бы при этом не превратить молитву в фарс. Поэтому все исторические события должны служить приобретению знаний, а не сведений, приобретению суждений, анализа и твердых философских учений. Сегодня много информации, и эта лавина информации доступна всем абсолютно, но владеть информацией – не значит владеть знаниями. Богатая информированность не спасает от скудости знаний. Сильные государства и сильные государственные институты опираются на точные и верные знания.

 Одной из главных задач постсоветского пространства, основой его благополучия является наличие этих знаний. Скептики могут подвергать сомнению преимущество знаний перед правом сильного, но давайте вспомним классическую формулу: знание - сила. Оно универсально для всех времен. Если мы рассматриваем постсоветское пространство как нечто целое, то, как и всякое целое, оно состоит из частей. Российское государство является самой большой его частью, Азербайджан – самой большой республикой на Кавказе. Еще при Петре IРоссия начала активно проявлять большой интерес к этому региону. Представляли интерес портовые города Баку и Дербент. Тогда по приказу Петра I печатается карта Каспийского моря. Фактически с этого времени начался процесс пророссийской ориентации североазербайджанских ханств – Дербентского, Кубинского, Шекинского, Карабахского, Талышского, хотя они еще формально числились в подданстве персидского шаха, и шла русско-персидская война за Южный Кавказ. В этой обстановке правитель Карабахского ханства, Ибрагим-хан, одним из первых азербайджанских ханов решил добровольно войти в состав Российской империи. Это был 1813 год, время сложнейшей геополитической обстановки. Проходит два года, и предпочтительность России для большинства азербайджанских ханств становится еще более очевидной. С этого момента начинается золотая эпоха: век девятнадцатый, эпоха ярких российско-азербайджанских культурных отношений. Это достаточно большая и интересная тема. Здесь я приведу лишь 1-2 примера. В 1906-1907 годах азербайджанский журнал «Фиюзат», в 1909 году журнал «Молла Насреддин» писали о Льве Николаевиче Толстом как о новом пророке, объединяющем христиан и мусульман. Влияние Толстого на общественную мысль и литературную среду было колоссально. Выдающиеся азербайджанские писатели и просветители того времени Ахундов, Ганизаде, Сулейман Сани Ахундов, Абдулла Шаиг, Мухаммед-ага Шахтактинский и другие переводили произведения Толстого на азербайджанский язык. К середине XIXвека в Азербайджане появились первые светские школы. Готовились первые учебники: «Азбука», «Новая азбука», «Книга для чтений», «Арифметика» Толстого легли в основу этих учебников. Детские произведения Толстого проходили в школах. В 1906 году в журнале «Дебистан» появился первый перевод рассказа Толстого «Бог правду видит, да нескоро скажет», который сделал ученик русско-мусульманской школы Баку Гаджи-ага Аббасов, впоследствии народный артист Азербайджана. В 1907 году вместе с директором школы Гаджи-ага приехал в Ясную Поляну и подарил Толстому свой перевод. Великий писатель в ответ подарил ему на память «Войну и мир» со своим автографом. Многие деятели азербайджанской культуры того времени регулярно посещали «Ясную Поляну», состояли в переписках со Львом Николаевичем, советовались с ним по многим культурным вопросам.

История XIXвека, золотого века просвещения в Азербайджане, богата такими фактами. Они представляют собой не только научный, чисто литературный, но и межкультурный, исторический, нравственно-эстетический, гуманитарный аспект. Все они богато иллюстрируют российско-азербайджанские культурно-духовные связи. Нельзя жить в неподвижности. И люди, и государства, следовательно, и мир в целом, все время видоизменяются. Чудовищные искажения истории рано или поздно приобретают свой истинный и естественный облик. Непоколебимыми основаниями любого государства неизменно остаются идеи гуманизма, справедливости и свободы. Жизненные пространства, в том числе и постсоветское, прежде всего сами должны себя сохранить, не допускать прежних ошибок, противостоять возникновению новых войн и попытаться создать такую гармоничную среду, при которой все части этого целого пространства будут благополучны и сохранны. Это возможно. Остается иметь желание и волю. «Неважно, что сделали из меня. Важно, что я сделал из того, что сделали из меня». Эта фраза принадлежит Жан-Полю Сартру. Перефразируя ее, можно, обращаясь к людям постсоветского пространства, сказать: «Неважно, что было, теперь важно то, что мы сами сделаем из себя, и давайте сделаем что-то очень хорошее».
23225 просмотров