Вестник Кавказа

Музейная тайна на грани кощунства

Олег Кусов

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (первоначально – Кунсткамера) считается одним из богатейших музеев мира. Тем удивительнее для представителей научных и творческих кругов Кавказа отношение его руководства к хранящемуся в музее черепу легендарного наиба Хаджи-Мурата. Если для музейного руководства – это лишь один из бесчисленного множества экспонатов (по некоторым данным их 1883412), то для кавказцев – часть останков одного из самых почитаемых горцами национальных героев XIX века. Свое несогласие с хранением черепа наиба в фондах выражают и представители петербургской интеллигенции. Краевед, исследователь мусульманской истории Северной Пальмиры Альмира Тагирджанова в беседе с "Вестником Кавказа" высказала мнение, что в конце XIX века демонстрация черепа врага империи могла иметь политический смысл, который более чем не актуален сегодня.

- Надо поинтересоваться у ученых, сотрудников анатомического музея, медиков - может ли представлять сейчас научную ценность череп. Прошло столько лет! Я бы поинтересовалась и мнением богословов – что они думают по этому поводу. Как женщина, краевед, коренная петербурженка (моим корням здесь уже 200 лет), я считаю, что тему нужно закрыть. И, конечно, черепу наиба не место в музее.

- То есть, вы считаете, что его надо захоронить?

- Конечно!

- У вас будут оппоненты. Они скажут, что он нужен для науки.

- Это, наверное, много лет назад, может быть, кому-либо было нужным.

- А могло быть это нужно тогда властям в политических целях?

- Ну а как иначе? Тогда (в 1852 году – прим. «ВК») лишь таким образом могли предъявить доказательство, что враг побежден, что такого человека больше не существует.

По совету Альмиры Тагирджановой, мы решили обратиться к специалистам, исследующим русско-кавказские отношения. Звонок в Петербург – старшему научному сотруднику отдела этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Макке Албогачиевой.

- Макка, как вы считаете, череп Хаджи-Мурата представляет сегодня ценность для науки?

- Абсолютно убеждена, что никакой ценности для науки он не представляет. Тем более что реконструкцию черепа наиба Герасимов сделал много лет назад (советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук Михаил Герасимов по черепу воссоздал облик Хаджи-Мурата в 1964 году – прим. «ВК»). И даже если бы череп представлял какую-то ценность, да такую, что и с ней нельзя расстаться… его так нельзя хранить. Скорее всего, думаю я, что все это связанно с тем, что музейные коллекции в последние годы, как мы видим, не передаются и остаются в фондах.

- Вы считаете, что пока невозможно захоронить череп? А по каким причинам?

- Я думаю, что это все-таки было бы возможно, но кто и что за этим стоит, мы не знаем. Неоднократно к Юрию Кирилловичу (Юрий Кириллович Чистов – директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого – прим. «ВК») приезжали люди из Дагестана и Азербайджана, они обращались с просьбой вернуть этот череп. Мы неоднократно к нашему руководству обращались, но как такового ответа не получили. Тем более что череп Хаджи-Мурата списан. И акт о списании этого экспоната существует. Имея этот акт, я думаю, что можно было бы спокойно передать череп.

- А где он сейчас находится?

- Он у нас в фондах. Мы его никогда, естественно, не видели, и в каких именно фондах и где он, я об этом ничего не знаю. Заведующий нашим отделом Юрий Юриевич Карпов занимается Дагестаном всю свою жизнь. Он ездит туда много лет подряд и, естественно, каждый раз ему этот вопрос задают. И люди оттуда к нам едут без конца - в год по несколько делегаций. Но почему не возвращают, мы не знаем. Может быть, я не знакома с полной информацией?

- Как следует, на ваш взгляд, поступить с черепом: захоронить его или отложить этот вопрос, или может быть, вывести обсуждение на какую-то другую орбиту?

- Мне кажется, его обязательно нужно вернуть на Кавказ. И как люди верующие, мы понимаем, что такое не должно быть. В XXI веке хоронить череп, привезенный очень давно - кощунственно. Считаю, что вообще это бесчеловечно.

А теперь - звонок в Дагестан, первому заместителю министра по национальной политике республики Зикруле Ильясову.

- Зикрула Зиявдинович, не пора ли захоронить череп Хаджи-Мурата?

- Уже лет 15 прошло, как был поднят этот вопрос. Достигнуто решение Министерства культуры России об изъятии черепа из музея в Петербурге (Приказ Минкультуры Российской Федерации от 12.10.2000 N 587 «Об исключении музейного предмета из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого» за подписью Михаила Швыдкого – прим. «ВК»). Было решено похоронить там, где положено. Но есть у этой проблемы нюансы. Тело Хаджи-Мурата захоронено в Азербайджане. Еще не до конца решен вопрос о том, как соединить останки.

- Соединить на территории Азербайджана или Дагестана?

- Хотелось бы его прямым потомкам перевезти останки сюда и захоронить их на родине. В Дагестане есть республиканский фонд, занимающийся этим вопросом. Такая работа идет. Но в силу различных причин, в частности, экономических, не все получается, но вопрос этот не снимается с повестки дня.

- Позиция Дагестана, значит, следующая: «тело» и «голова» должны быть захоронены в Хунзахе?

- Да. Но окончательного решения такого нет, есть желание потомков и некоторых представителей республики. Но, если думать о пользе в отношениях между Россией и Азербайджаном, то можно это и там захоронить. Это требует обсуждения. Все точки над i не поставлены.

- То есть, в Дагестане нет четкой позиции – только на родине, в Хунзахе?

- Нет.

26555 просмотров