На днях армия Египта сорвала попытку проведения теракта на Суэцком канале - террористы намеревались напасть на контейнеровоз, следовавший по каналу. Эксперты говорят, что экстремистские группировки активизировались на севере Синая в связи с развалом в системе безопасности Египта после смены власти в стране в 2011 году. А после отстранения от власти Мухаммеда Мурси экстремисты не ежедневно нападают на военных и полицию. При этом руководитель информбюро посольства Египта в России Эззелдин Шахин заявил вчера, что российским туристам, отдыхающим на египетских курортах, ничего не угрожает - столкновения происходят далеко от отелей и не могут навредить иностранцам. Однако в дело вмешался глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, призвав не возить детей в Израиль и в Египет из-за выявления там вируса полиомиелита.
О том, куда едут отдыхать российские туристы, «Вестнику Кавказа» рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
- С наступлением осени можно уже подвести предварительные итоги туристического сезона?
- Есть предварительные итоги по Турции, по Болгарии и по Египту, конечно же. По Турции ожидается, что прирост будет в конце сентября. На данный момент прогнозируется, около 30% прирост, в том числе за счет тех туристов, которые в августе вместо Египта поехали в Турцию. По Болгарии – плюс 5%. Но если Турция была рентабельным, доходным направлением, то Болгария не вызывала особого восторга у туроператоров, потому что в июне-июле, можно было купить недельный тур в Болгарию за 70-100 евро на человека. Конечно, ни о какой доходности при таких ценах говорить не приходится.
По Греции, Испании, Хорватии, Кипру, Италии предварительные данные положительные, есть прирост в среднем от 10%. На некоторых направлениях, например, на Греции, говорят о приросте в 30-35%, тоже во многом за счет жесткой конкуренции между нашими компаниями, благодаря очень низким ценам, по которым продавались туры в эту страну. Несмотря на такой существенный рывок по количеству туристов, с финансовой точки зрения год вряд ли можно назвать феерическим. Но уточненные данные у нас будут только в конце сентября – начале октября.
- Неудачи туроператоров вызваны ситуацией в Египте?
- Нет. Ситуация в Египте была очередной неприятностью этого сезона, которая находилась вполне в тренде. Хотя потери многомиллионные у всех операторов, которые работали на египетском направлении – независимо от того, как будут развиваться события, потери уже есть. По предварительной оценке, это где-то 15-20 млн долларов в совокупности для всего рынка. Это существенная цифра.
По всем остальным направлениям сложности и низкая рентабельность объясняются тем, что была очень жесткая конкуренция, и изменилось поведение потребителя. Видимо, появилось ожидание кризиса, люди стали меньше покупать туры определенной ценовой категории. Жесткая конкуренция среди туроператоров привела к тому, что цены были снижены. Где-то произошел прирост по количеству туристов, но снижение цен – это скорее убыток, чем финансовый успех для туристических компаний.
- По Египту. Каким образом сейчас происходит разрешение споров между туристами и компаниями? Не возникает ли конфликтов?
- Волну конфликтов мы миновали во второй половине августа. Сейчас более или менее ситуация стабильная, если мы имеем в виду взаимоотношения между потребителем и туристической компанией. Но все будет зависеть от того, как дальше будут развиваться события на египетском направлении. Большинство тех, кто уже приобрел туры на момент публикации рекомендаций о приостановке продаж, переориентировалось на другие направления, не желая тратить время и средства на судебные разбирательства. Многие из них отправились в Турцию.
Значительно меньшим спросом, с большим отрывом от Турции, пользовались Арабские Эмираты, Болгария и Кипр, но и туда какая-то часть туристов поехала.
На данный момент есть желающие, несмотря ни на что, отдохнуть в Египте. Они готовы писать любые расписки, только бы их отправили в Египет. Но рейсов практически нет. Осталось небольшое количество, по нашим данным – не более 5-6 в неделю в обе курортные зоны - Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Понятно, что рейсы отчасти вынужденные, потому что надо по-прежнему вывозить тех, кто там. Сейчас, по нашим данным, на курортах Египта находится около 5 тысяч человек. Их количество незначительно увеличивается - рейсы, которые вылетают, не заполнены даже наполовину.
- Если бы Сирия была популярным направлением у россиян, наши туристы и туда бы сейчас рвались?
- Если бы в Сирии были островки покоя, как в Египте, а именно – курортные зоны, может быть, да. В Каир наши не рвутся, надо отдать им должное.
- Как-то могут туристы себя обезопасить? Существует, например, страховка от невыезда?
- На безвизовых направлениях страховка от невыезда практически не применяется. Но, даже если бы турист ее хотел купить, она предполагает возврат стоимости тура только в том случае, если турист отказывается по собственному состоянию здоровья. Если безвизовое направление, то мы визу вообще не рассматриваем как основание для отказа от тура, а все остальные страховые случаи – это собственное здоровье, здоровье близких родственников и т.д., в зависимости от того, какая страховая компания предлагает этот полис. Военные действия, напряженность не являются основанием для получения страховки по такому виду страхования.
- Какие самые экзотические страны и направления выбирают российские туристы?
- Нет ни одной страны в мире, где не было бы наших туристов. Единственна страна, куда не ездят - Канада, потому что канадское посольство бастует уже полгода и не ставит визы или ставит очень выборочно. Там наших все меньше и меньше. А так мы можем от Гренландии до Южного Полюса – наши туристы.
- А почему такая ситуация с канадским посольством?
- Необъяснимо. Никто не объясняет, это официальный орган. Ни министерство иностранных дел, ни посольство никак не реагируют на внешние сигналы.
- Туристические потоки все время растут. Туризм уже стал частью культуры быстрого потребления. Каким вам видится будущее туризма лет через двадцать?
- Бали, например, уже сильно ограничивает присутствие туристов, потому что они в таком количестве наносят серьезный урон экологии и инфраструктуре острова. Конечно, есть такие точки на земном шаре, где присутствие туристов, гостей, настолько активно, что может повредить и в долгосрочной перспективе уничтожить ту или иную достопримечательность или объект. Конечно, через 20 лет эта тенденция будет иметь большее значение, чем сейчас. Но мне кажется, что сдвиги будут более позитивны, особенно если мы говорим о российском туризме. Я абсолютно уверена, что люди будут путешествовать активнее – пусть не на месяц и не на три недели, но на выходные, на 4-5 дней, и не только за границу. Думаю, активнее будут путешествовать и по России, потому что через 20 лет и с дорогами, и с инфраструктурой, и с ценами на перевозку у нас, надеюсь, будет полегче, чем сейчас. Путешествие станет не показателем какой-то элитности или синонимом награды – работал весь год, имеешь право на отпуск. Это станет частью образа жизни, потому что путешествие любое по нашей стране совершенно неповторимо. Все европейские страны друг на друга немножко похожи. Средиземноморские друг на друга немножко похожи. Есть некие общие вещи. А у нас общий язык, но в каждом регионе можно найти что-то такое, что абсолютно неповторимое, уникальное.
Думаю, что тоже наши туристы это распробуют, а это, безусловно, расширение кругозора и немножко другое мировоззрение.