Вестник Кавказа

Максим Шевченко: "Молитва не может служить причиной раздора"

Мария Сидельникова
Максим Шевченко: "Молитва не может служить причиной раздора"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Вчера в Москве около 103 тысяч человек участвовали в праздновании главного мусульманского праздника Курбан-байрам. Все прошло спокойно. Совет муфтиев России сообщил, что жертвоприношений, раздражающих москвичей, на территории Москвы не будет, это будет делаться на специальных площадках в области. О своем отношении к празднику "Вестнику Кавказа" рассказал журналист и правозащитник Максим Шевченко.

- Мусульмане отмечают праздник Курбан-Байрам. По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы этот праздник не разобщал людей, например, в Москве, был общим?

- Этот праздник не может быть для людей любой религии, это все-таки исламский праздник в честь жертвоприношения Исмаила. У христиан в Библии Авраам хотел принести в жертву Исаака, но господь заменил его на ягненка. По исламской вере, Всевышний заменил Исмаил на ягненка. Поэтому в день жертвоприношения и режут баранов. У меня есть близкие друзья мусульмане, я их обязательно сегодня поздравлю, я приду к некоторым из них в гости, порадуюсь за них. В едином обществе люди должны разделять радость, которая есть у наших братьев, сестер, у наших сограждан, у наших друзей, и это мне кажется важный момент. Я поздравляю всех мусульман России, которые меня могут услышать через ваш сайт, мусульман бывшего Советского Союза с этим праздником. Я желаю им благословения Всевышнего, желаю, чтобы в их делах, в их семьях, в их благих начинаниях Всевышний всячески им сопутствовал и помогал им.

- В своем вопросе я имела в виду, что часто мусульманские праздники вызывают раздражение в обществе из-за того, что перекрываются дороги, режутся животные. Что нужно сделать, чтобы это избежать недовольства среди населения?

- Нужно организовывать такие мероприятия. Они не могут быть стихийными. Животные должны забиваться в определенных местах, так, чтобы это не шокировало тех людей в большом городе, не знаю, детей, например, которые не привыкли к смерти животного на их глазах.
Это, кстати, разница между сельским жителем и городским. Для сельского жителя забитие свиньи, барана, коровы или теленка - осеннее мероприятие. Каждую осень по большому счету это праздник. Для городского жителя курице голову отрубить – событие, переворачивающее жизнь городского мальчика или городской девочки.
Тут точно такая же разница, большинство мусульман, приехавших в крупные российские города - сельские жители, для которых, так же как и для русских крестьян, убийство животного, чтобы потом его съесть, нормально. Но забой должен происходить в особо отведенных местах.
Второй момент - это скопление людей. Я утром проехал мимо мечети на Проспекте мира, там все спокойно. Стоят какие-то одинокие журналисты и берут у таджиков, узбеков интервью. Шеренгами стоят грузовики армейского типа.
Потоком люди пошли в мечеть во второй половине дня. Я считаю, что это нормальное явление. Один день можно. Когда вот футбольный матч ЦСКА – "Спартак" идет, мы же терпим бесчинства людей. А тут люди даже бесчинствовать не собираются. Среди них не будет пьяных, не будет наркоманов, не будет тех, кто нацелен на безобразия. Порадуемся за них, что у них праздник. Поздравим их с этим праздником и пожелаем им, чтобы у них все прошло организованно.

- Городские власти должны организовывать подобные мероприятия?

- Город, конечно, должен участвовать, должен выделять полицейские силы, силы безопасности. Сами мусульмане, Духовное управление перед Курбаном, перед такими массовыми мероприятиями должны разъяснять жителям суть происходящего. Должны стоять молодые люди, обаятельные, способные сказать тому, кто тому, кто раздражен видом толпы: "Позвольте, я Вам помогу пройти, объясню. Не волнуйтесь, все хорошо". Если так это организовать, то все скажут: «Да, мусульмане нам не до конца понятны, они другие, но это хорошие ребята, вежливые».
На мой взгляд, религиозные мероприятия, по крайней мере, монотеистических религий должны служить не причиной конфликта - это просто нам запретил Господь, а должны служить причиной налаживания взаимопонимания и увеличения любви - это уже христианский подход, но так оно и есть, по большому счету. Молитва не может служить причиной раздора.

14360 просмотров