Гость программы «Трибуна» член комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор от Волгоградской области Елена Попова.
- Несмотря на кризис бюджет на 2016 год был в целом принят без урезания социальной составляющей. Как будет реализовываться антикризисный план правительства в плане поддержки многодетных семей?
- Мы считаем достижением, что бюджет был принят не только без урезания социальных статей, но даже с поддержкой размера трансфертов субъектам РФ. К сожалению, у нас часть регионов является высокодотационной. Мы надеемся, что трансферты позволят субъектам реализовать региональные антикризисные планы. Особое внимание мы обращаем на семьи, имеющие несовершеннолетних детей, которые нуждаются в государственной и региональной поддержке. Во исполнение федерального антикризисного плана в прошлом году был предпринят ряд мер по внесению поправок в разного рода законы.
Мы в прошлом году добавили новые направления по расходованию средств материнского капитала. Не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года, семьи получили возможность направлять средства на первоначальный взнос по ипотеки. Это было пожелание регионов. В конце года мы приняли еще одно направление на реабилитацию и на абилитацию ребенка-инвалида. Сейчас мы ожидаем постановления правительства, на основании которого Пенсионные фонды в каждом субъекте РФ будут принимать заявления от родителей. Если в семье есть ребенок-инвалид, то предлагаемых сегодня мероприятий на его реабилитацию недостаточно.
Абилитация инвалидов - новый, но равноценный реабилитации по комплексу мероприятий блок. Мы дали возможность родителям тратить на это федеральный материнский капитал, обеспечили ряд мероприятий по повышению дохода семей с несовершеннолетними детьми.
Поддержка многодетных семей связана с принятием федерального закона о применении критерия средств нуждаемости и адресности.
Дальнейшие пожелания регионов мы рассматриваем на предмет того, может ли появиться какое-то новое направление расходования средств материнского капитала. У нас есть федеральный закон о дополнительных мерах поддержки граждан, имеющих детей. Необходимо приведение в соответствие нормативно-правовой базы регионов в соответствие с пожеланиями, которые мы прописываем в законе федеральном. Мы дополнительно никаких обязанностей на регион не налагаем. Мы предлагаем, исходя из возможностей бюджета и собственных внебюджетных источников, реализовывать новые направления, которые в рамках антикризисного плана были предложены.
- Принцип адресности и применения критериев нуждаемости вызывает сейчас больше всего нареканий. Раньше помощь не носила адресный характер?
- Когда в России начали строить свод законов в поддержку семьи и материнства, детства, людей старшего поколения, людей с ограниченными возможностями здоровья, старались прописать меры соцподдержки как можно большем числу категорий и в как можно большем денежном выражении. В результате мы получили такой перекос по регионам, что мы стали получать жалобы. У нас действует федеральный закон «О свободе передвижения граждан на территории РФ», который гарантирует, что в при переезде гражданина из одного региона в другой снижения финансовых выплат быть не должно. Но это происходило. Тогда мы пришли к самой идее по проведению аудита мер социальных поддержек всевозможным категориям граждан, проживающих на территории РФ.
Мы, как ни странно, увидели очень неоднозначную картину. Например, достаточно было любому гражданину в пенсионном возрасте переехать в Волгоградскую область, чтобы обратиться в отдел соцзащиты для оформления выплат и получения статуса «Ветеран труда». Там не смотрели ни на возрастной ценз, ни на количество лет, которое человек отработал на предприятии, а давали статус ветерана всем с соответствующими выплатами. В других регионах учитывали ценз оседлости - когда мы хотим пополнить собственную базу НДФЛ, ожидаем, что человек должен работать на нашей территории, уплачивать налоги, чтобы получать этот статус по выходу на пенсию.
Когда мы начали приводить в соответствие меры соцподдержки, поняли, что нельзя постоянно раздувать бюджет, накладывая на себя дополнительные обязательства социального характера, постоянно расширять категории льготников и постоянно повышать сумму финансовых затрат. Ни один регион с этим не справится. Поэтому с лета прошлого года все регионы подключились к аудиту, начали перепроверять свои льготы.
Сегодня мы имеем социальный кодекс, который будет действовать на территории нашего региона в 2016 году. Он очень грамотно оформлен, категории льготников разбиты на пять групп. Каждый гражданин может отнести себя к той или иной категории, прочитать именно тот пакет законов, который позволяет получать льготы и меры соцподдержки именно применительно к себе.
Финансовую базу нужно создавать заранее, нужно говорить с молодежью о том, что если они желают получать хорошие пенсионные выплаты в старости, то у них должны быть не только стаж, а пенсионные баллы.
Мы ожидаем постановление правительства Российской Федерации, в котором будут расставлены все точки над i, не будет никаких разночтений и разных толкований в субъектах Российской Федерации, будет совершенно четко определено, на каких основаниях и по каким критериям именно эту семью мы можем отнести к малоимущим.
Заявительный характер мер соцподдержки должен быть подкреплен объективными документами. Мы сами в свое время, внося множество поправок в Семейный кодекс, дали возможность молодым людям лоббировать свои интересы и получать более высокие доходы. В частности, есть категория "мать-одиночка". Молодежь пользуется возможностью, не регистрирует брак и на основании гражданского брака ведет совместное хозяйство, имеет общих детей, но при этом умудряется получать детское пособие в двойном размере. Это не справедливо по отношению к остальным мамам.
Здесь интересен опыт Белгородской области, которая берет у семьи при оформлении мер соцподдержки заявление, в котором гражданин подписывается, что он не против посещения комиссией отдела соцзащиты на предмет аудита жилищных условий, беседы с соседями и выявления фактов предоставления недостоверной информации.
Не должна семья, проживающая в трехэтажном особняке и имеющая во дворе два автомобиля-иномарки приезжать для оформления детского пособия.
В 2015 году мы обсуждали 442-й закон "Об основах социального обслуживания граждан на территории Российской Федерации". По принятии этого закона мы точно так же дали право регионам лавировать между своими размерами минимальной оплаты труда, которые приняты на данной территории, между теми категориями льготников, которые они за счет собственных средств могли расширять вплоть до двух листов, как это сделала Новосибирская область, или увеличить на восемь категорий, как это сделала Волгоградская область. Если мы говорим, что кто-то остался за бортом, то это неправда. На территории Волгоградской области по льготным категориям был принят повышающий коэффициент в 1,5 мрот. Пенсионеры, люди старшего поколения, которые до этого не получали социальные услуги бесплатно, в 2015 году стали их получать на основании 442 закона. Когда мы начнем работать по закону о критериях нуждаемости и адресности, параллельно будем работать по 442 закону, который никто не мешает отредактировать регионам в 2016 году точно также, как они это делали в 2015 году.
- Насколько в рамках федерального закона можно требовать универсального подхода к оказанию социальной помощи?
- Закон универсальный, и он регионам во благо. Когда субъекты начали проводить аудит своих мер социальных поддержек, они столкнулись с фактом, который они не могли преодолеть, на своей территории. В каждом субъекте есть ряд документов, которые исполнительная власть выполняет на основании своих нормативно-правовых актов или региональных законов. В то же время есть законы, которые нельзя нарушать, так как они являются едиными для всех. Например, закон об образовании, или закон о ветеранах труда, или закон о чернобыльцах. И здесь регионы встали перед выбором, когда они могли обратиться к своему региональному законодательному собранию, с тем, чтобы оно выступило с законотворческой инициативой в Госдуму, чтобы та уже рассмотрела внесение этих поправок в федеральное законодательство. Этот процесс мог затянуться комитет Госдумы взял на себя полномочия и все федеральные законы, которые сегодня прописаны в тексте закона о критериях нуждаемости и адресности, объединил в единое целое и разбил на блоки. Приняв один закон, мы освободили регионы от работы нормотворческой, законотворческой, и позволили им сократить меры по реализации того закона, который мы уже приняли.
Меры по критериям нуждаемости мы приняли с поправкой "регионы в праве". Единственное неисполненное обязательство осталось в отношении чернобыльцев, потому что в законе есть разные сроки реализации того или иного направления. Мы просили, чтобы срок реализации по чернобыльцам был перенесен на июль 2016 года, а лучше на январь 2017 года. Потому что трактовка территории отнесенной к загрязненной, более менее загрязненной, вовсе чистой, еще не завершена регионами. Это процесс очень долгий, очень затратный. Это вопрос социального характера, так как мамы получали выплаты на детей не такие, как получали остальные мамы в Российской Федерации. Сегодня мы постарались привязать выплаты к возрасту детей – до трех лет одна сумма, после трех лет другая сумма.
Но этого недостаточно, поэтому мы попросили по принятии закона в Совете Федерации в декабре 2015 года дать протокольное поручение, чтобы мы проводили мониторинг этого закона, так как здесь важна обратная связь. Важно понять, что происходит в регионах, которые имеют зоны загрязнения. С другой стороны, мы должны понять насколько правильно работу по отнесению или перенесению территории из одной зоны в другую завершили. Если медики говорят, что процесс вторичного заболевания в подростковом возрасте не уменьшается, а увеличивается, то нельзя прекращать или сокращать выплаты. Вопрос настолько комплексный, что без системы здравоохранения решать его нельзя. А отнесение территории к той или иной зоне без медиков и без профильного комитета МЧС и ГО ЧС нельзя закончить. Поэтому раздел по чернобыльцам мы мониторим, отслеживаем.
Регионы должны были понимать, откуда они будут брать источники на лечение детей в подростковом возрасте от вторичных заболеваний в зоне, которая ранее относилась к загрязненной.
Что касается закона "Об образовании", то мы делегировали регионам право применять принцип адресности и нуждаемости к тем гражданам, которые имеют право по закону получать в виде компенсации за посещение ребенком детских садов. В прошлой редакции закона 273-го, как и в нынешней мы предложили трактовку, исходя из той компенсации, которую давно уже родители знают, они к ней привыкли: на первого ребенка – 20%, на второго – 50%, на третьего – 70%. Но мы дали регионам право регулировать свои взаимоотношения с мамами. Если у них есть возможность в бюджете, они могут, как и раньше, по заявительному характеру мам, выплачивать эту компенсацию в прежнем объеме. Если у региона не хватает средств на выплату других социальных статей, он вправе применить критерий адресности и нуждаемости, то есть посмотреть на доход семьи.
Здесь мы надеемся на деятельность общественных региональных палат, которые являются субъектами того самого общественного контроля и которые наверняка будут факты изменения или нарушения или количества обращений от граждан отслеживать и позволять. Мы говорим об единой информационной базе. Конечно, мы должны доверять регионам, но и перепроверять. Это деньги федеральные, и коль скоро у нас регион их просит, он должен отчитаться. Мы должны перепроверить количество семей, которым он предоставил меры соцподдержки, в единой информационной базе. К 2018 год мы должны подготовить эту базу.
Сегодня Пенсионный фонд закончил работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, они у нас тоже являются получателями мер соцподдержки. Поэтому мы надеемся, что перекрестное взаимодействие всех фондов – Пенсионного, Фонда соцстрахования, Министерства труда и соцзащиты, профильных комитетов областных или департаментов - позволит нам создать этот ресурс. Нужно не просто посчитать получателей услуг, нужно понимать достаточна ли работа государства? Она правильна? Она расширяется с финансовыми потоками или сужается.
Есть пилотные проекты по регионам, по тому же социальному контракту, которые дают хорошие результаты. Семья получает не постоянно одну и ту же сумму, на которую она не может решить свои проблемы, а она получает хорошую финансовую возможность выйти из этой трудной жизненной ситуации, начать зарабатывать самостоятельно. Эти социальные контракты нам интереснее всего из всех мер соцподдержки.
Нужно проводить мониторинг, смотреть, какую финансовую экономию для регионов это позволяет получить, и тиражировать ее по другим регионам. При создании этой базы все механизмы помощи семье, методы, приемы будут отражены. Тогда из федерального центра будет очень четко видно, какое количество финансов мы направляем в какие субъекты, где у нас ситуация более или менее одинаковая, а где у нас ситуация в разы лучше ил хуже. Мы никого не забудем и не потеряем, потому что у нас есть параллельно другие законы, мы точно так же по ним работаем. Но все-таки закон о критериях адресности и нуждаемости пойдет на пользу тем регионам, которые в 2015 году начали выстраивать такое взаимодействие.
Мы обращаемся ко всем социальным блокам в регионе: нужно пересмотреть все законы, все меры соцподдержки, и в рамках антикризисного плана правительства, и в рамках работы палат обеих, которые мы принимали по поддержке материнства, детства, людей пожилого возраста и особенно людей с ограниченными возможностями здоровья. И "Доступную среду" мы продлили, и 419-й закон в новой редакции мы приняли, все субъекты в 2016 году будут перепрофилировать свою инфраструктуру в пользу людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы не принимаем уже возражения субъектов, что они не могут что-то сделать, так как делать это они должны по утвержденным и разработанным ими же самими дорожными картами. Может быть, завтра у нас не появятся везде таблички Брайля и дополнительные светофоры, но каждый субъект знает свой срок, в течение которого он это сделать обязан. Политика региона должна выстраиваться грамотно, во взаимодействии с региональными общественными палатами, с общественными организациями инвалидов.