Вестник Кавказа

Томас Шрайбер: «Баку - город с европейской сутью»

Tageszeitung
Томас Шрайбер: «Баку - город с европейской сутью»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
22-26 мая в Баку будет проходить международный музыкальный конкурс "Евровидение-2012". Азербайджан получил право на его проведение после победы дуэта Ell&Nikki в немецком Дюссельдорфе. «ВК» публикует интервью редактора издания Tageszeitung Яна Феддерсона с Томасом Шрайбером, ответственным за конкурс "Евровидение" на телеканале ARD.
Ян Феддерсен с детства следит за гран-при и написал о нем несколько книг. Ведет собственный блог, а также работает в качестве внештатного сотрудника на телеканале NDR, транслирующем "Евровидение".
Томас Шрайбер - руководитель отдела развлекательных программ германского телеканала NDR. С 2007 года - координатор развлекательного блока телеканала ARD.

- Господин Шрайбер, в Азербайджане ситуация с правами человека сомнительна. Может ли ARD в такой ситуации взять на себя ответственность, поехав на конкурс Евровидение в Баку?

- Да. Одно лишь то обстоятельство, что конкурс будет проходить в Азербайджане, в прошедшие недели отозвалось публицистическим эхом и в других темах. Без конкурса "Евровидение" - будем откровенны - никогда бы не было такого повышенного внимания к этой стране.

- Для азербайджанского правительства сейчас необходимо позитивное освещение в СМИ… 

- Остается подождать. Бесспорно, что при столь большом внимании к стране, есть желание показать себя открытыми миру и современными, а также продемонстрировать, чего страна смогла добиться за 20 лет независимости. Примерно 1550 журналистов, которые приедут в Азербайджан в связи с проведением музыкального конкурса, будут рассказывать не только о ярком шоу, но также и об историях людей этой страны. И это, естественно, означает также внимания для оппозиции и групп правозащитников.

- Европейский вещательный союз, ответственный за конкурс «Евровидение», в одном из своих заявлений по Азербайджану сослался на 1969 год, когда музыкальный конкурс проходил во франкистской Испании. Вы также видите здесь параллели? 

- Говорить такое я считаю безответственным. Испания была страной, в которой в качестве наказания вплоть до 1974 года применялась смертная казнь, причем самым жестоким методом - гильотиной.

- Что вы этим хотите сказать?

- Мы должны следить за тем, чтобы мы оставались справедливыми по отношению к песенному конкурсу и Азербайджану. Я не хочу ступать на тонкий лед и, так сказать, выступать в роли термометра, определяющего градус нарушения прав человека в Азербайджане. Но у меня сложилось впечатление, что в связи с Евровидением применяются несколько иные масштабы, нежели с Олимпийскими Играми.

- Вы имеете в виду летнюю Олимпиаду в Лондоне?

- Нет, я говорю о той, что прошла почти четыре года назад в Пекине. В Китае, по оценкам таких правозащитных организаций как Amnesty International, ежегодно казнят до 4000 людей, но несмотря на это все нации мира приняли участие тогда в Олимпийских играх. Помимо репортажей о спорте было также проявлено крайне высокое внимание к политической и социальной обстановке в стране. 

- Летом пройдет чемпионат Европы по футболу в Польше и Украине…

- На Украине, которая является членом Совета Европы, бывшая премьер-министр страны осуждается на пожизненный срок, но писем уполномоченного по правам человека при правительстве ФРГ игрокам немецкой футбольной сборной я пока что не читал.

- Недавно вы упомянули, что, если Евровидение будет проходить в Минске, то ARD туда не поедет. 

- Я бы спросил: если Белоруссия победила бы, то хотел бы я участвовать? При чистой диктатуре? Нет. 

- Давайте тогда сравним: почему в Белоруссии нет, а в Азербайджане - да?

- Вопрос стоило бы сформулировать следующим образом: кто и исходя из каких критериев имеет право на участие в Евровидении? Если страна выиграла конкурс, то у нее есть право организовать мероприятие и стать принимающей стороной. Надо решать проблему заранее, начиная при этом с вопроса права на участие в конкурсе в целом. В этом году, исходя из всего того, что я слышал, я не вижу опасности, что конкурс Евровидение в 2013 году пройдет в Минске. 

- И все же, есть ли существенные различия между режимами в Минске и Баку?

- Да, разница есть. Азербайджан на протяжении 70 лет формально являлся союзной республикой, но по факту - чем-то вроде советской колонии. Он стал независимым 20 лет назад и географически расположен в одной из самых проблемных точек мира. На северной границе находятся неспокойные северокавказские республики. На юге страна граничит с Ираном, которого Азербайджан обвиняет в организации покушения на израильского посла в Баку. На другом берегу Каспия - Казахстан и Туркменистан, которые также далеко не являются примерными демократии. И в какую сторону света должна смотреть эта страна? 

- В какую же?

- Лишь на Запад. Баку - город с европейской сутью. Даже несмотря на то, что Баку лежит по ту сторону Кавказа, а Кавказ является границей между европейским и азиатским континентами, в культурном плане Баку в прошлом, до начала первой мировой войны, относился к Европе. И он вновь хочет принадлежать ей. Если сейчас, в связи с песенным конкурсом, фокус внимания  перемещается на Азербайджан, то было бы наивно полагать, что тамошнее правительство не знает, что это означает. Они должны будут реформироваться в демократическом смысле. Баку подал заявку на проведение Олимпийских Игр в 2020 году, и Евровидение должно помочь имиджу страны, а не вредить ему. Мы можем им в этом помочь.

- За время общения с вашими партнерами с азербайджанского телеканала "Ictimai" вы заметили, чтобы там задумывались над этими вопросами?

- В Азербайджане есть различные люди, картина не является черно-белой. Есть политики на ответственных должностях, которые были социализированы еще в советское время и думают в соответственных категориях. Есть и другие политики, сформировавшиеся совершенно иначе. Переход от культуры бывшей советской республики к современному, демократическому гражданскому обществу не происходит в одно мгновение по взмаху волшебной палочки. Для этого должно смениться, как минимум, одно поколение. 

- Примерно также аргументировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, когда недавно находился с визитом в Германии: мол, Западу не стоит важничать, демократия не строится в один день. Вы разделяете этот взгляд? 

- Нет, не разделяю. Потому что этим аргументом могут и злоупотреблять, чтобы предотвратить демократическое развитие. Но правильной является иная постановка вопроса: как и за какой промежуток времени развивается общество - особенно, в бывшей советской республике. Я хотел бы привести несколько утрированный пример. Представьте, что в Германию приезжает иностранный репортер и рассматривает страну исключительно сквозь призму убийств, совершенных националистическими ультра-радикалами. Ведь и это тоже было бы правдой, но лишь ее ничтожным фрагментом. 

- И это означает, что азербайджанская действительность не заключается в нарушении прав человека?

-  Жизненные реалии людей в Азербайджане намного сложнее, чем тот единственный фрагмент, который сейчас рассматривается. Да, задержания журналистов или блогеров недопустимы. Да, свобода слова и выражения должны быть, также как и демократические выборы. И, естественно, что парламент без оппозиции не заслуживает своего имени. Но одновременно должно быть ясно: как часто раньше в Германии писали об Азербайджане? Не так уж и часто. 

- Утверждение, что песенный конкурс не является политическим и держится особняком от политики, более не соответствует действительности?

- Конкурс "Евровидение" является музыкальным шоу, который смотрят более 120 миллионов зрителей в более чем 50 странах. Но политическая ситуация вокруг мероприятия не может оставаться без внимания, и мы также будем об этом рассказывать. Также и в других странах.
17650 просмотров