В эти дни Израиль вступает в череду осенних еврейских праздников, после начала которых жизнь в стране замирает почти на месяц. А пока не начался отсчет нового года по еврейскому календарю, израильтяне живут предпраздничной суматохой. Тем не менее депутат кнессета, председатель парламентской группы Израиль – Азербайджан Роберт Илатов (партия «Наш дом – Израиль») нашел время, чтобы поговорить с корреспондентом ВК о перспективах развития азербайджано-израильских связей и о том, как на них может сказаться нынешний кризис в отношениях между Израилем и Турцией.
- Господин Илатов, как бы вы лично оценили современный уровень развития азербайджано-израильских связей?
- Я бы охарактеризовал их не только как довольно интенсивные, но и многоуровневые. Многоуровневые - в том смысле, что они затрагивают не только уровень взаимоотношений между нашими государствами, что проявляется в довольно тесном сотрудничестве между нашими парламентами и официальными структурами, но и отношения между нашими народами. Сам я в последний раз был в Баку примерно полгода назад, на открытии еврейской школы. На церемонию прибыла большая еврейская делегация во главе с бизнесменом Львом Леваевым, в которую вошли представители разных стран, а руководство Азербайджанской республики на ней представлял сам президент Ильхам Алиев. Ну, вы ж понимаете, что когда президент страны участвует в подобном мероприятии, это само по себе говорит о многом – и об отношении к еврейской общине в Азербайджане, и о взаимоотношениях между нашими странами и народами. Кроме того, в Израиле очень активно действуют представители азербайджанского министерства по делам диаспоры, с одной стороны, и ассоциация выходцев из Азербайджана «Азиз» - с другой. Это опять-таки дает возможность для осуществления постоянных и – подчеркну! - многоуровневых контактов.
- Как, на ваш взгляд, в Баку восприняли призыв посла Турции в Азербайджане последовать в фарватере новой турецкой политики и изменить свое отношение к Израилю?
- Я считаю, что Турция должна в международной политике отвечать за себя, за свои дипломатические отношения, а не вмешиваться в чужие дела. Азербайджан – суверенное государство, которое само определяет, в чем заключаются его национальные интересы; что для него более, а что менее важно. Пока все говорит за то, что Азербайджан примет в сложившейся ситуации правильное решение по вопросу своих взаимоотношений с Израилем. У нас много обоюдных экономических, политических и, не побоюсь этого слова, стратегических интересов. Между нашими странами сегодня очень теплые, дружелюбные отношения. И я убежден, что Азербайджан, как и мы, заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений.
- Вы поддерживаете контакты с азербайджанскими коллегами. Как, по вашему ощущению, в Азербайджане реагируют на нынешний конфликт Израиля с Турцией?
- Достаточно болезненно. И это понятно: Азербайджан очень близок с Турцией и ему крайне важно сохранить дружеские, можно даже сказать, братские отношения с этой страной. В то же время, повторю, есть четкое ощущение, что Азербайджан намерен строить свою внешнюю политику так, как строил и до сих пор: самостоятельно, без оглядки на Анкару. И это крайне важно.
- То есть та антиизраильская истерия, которая в последнее время развернулась в Турции, на Азербайджан не перекинулась?
- Я открою вам секрет: и в самой Турции по большому счету нет никакой антиизраильской истерии. Так почему же она должна возникнуть в Азербайджане? Следует понять одну простую вещь: у нас нет конфликта с турецким народом. У нас конфликт с премьер-министром Турции Эрдоганом, с рядом поддерживающих его экстремистских организаций и некоторых кругов турецкого общества, которые (и чем дальше, тем больше это становится ясно) отнюдь не отражают мнения всего турецкого народа. Об этом однозначно свидетельствует то, что объем экономических связей между Израилем и Турцией в течение последнего года непрерывно рос - на фоне опять-таки вроде бы непрерывно углубляющегося политического кризиса. В последние месяцы, когда нападки Эрдогана на Израиль достигли апогея, товарооборот между нашими странами все равно вырос на несколько процентов. Думаю, эти экономические показатели лучше любых заявлений политиков доказывают, что турецкий народ заинтересован в сохранении и развитии связей с Израилем. Многие в Турции считают нынешнюю политику Эрдогана ошибочной. Ошибочной со стратегической точки зрения. И я не исключаю, что он эту политику еще изменит…
- Похолодание в отношениях с Турцией открывает какие-то новые перспективы в отношениях Израиля с Азербайджаном?
- Мне бы не хотелось, чтобы у читателя этого интервью создалось впечатление, что одно зависит от другого. Повторю: у нас нет конфликта с турецким народом. Мы заинтересованы в сохранении хороших отношений с Турцией и ее народом. Одновременно мы крайне заинтересованы в развитии связей с Азербайджаном в самых различных областях. Перспективы этого развития поистине огромны и никак не зависят по большому счету от того, какими будут наши отношения с Турцией.
- Среди тех шагов, которые мог бы предпринять Израиль в ответ на последние демарши Эрдогана, была названа и возможность признания так называемого армянского геноцида 1915 года, а затем и поддержка территориальных претензий Армении к Турции. Вы не думали о том, как подобные шаги могут сказаться на отношениях Израиля с Азербайджаном?
- Я не считаю, что мы должны уподобляться Эрдогану и прибегать к политике шантажа. Тем более в столь щепетильном вопросе. Позиция Израиля по нему неизменна: пусть эти два народа, армяне и турки, сами придут к взаимоприемлемой трактовке событий 1915 года, или же выяснят свои взаимоотношения в каком-либо международном суде на основе представленных обеими сторонами свидетельств и документов. Израиль ни в коем случае не должен и не собирается брать на себя роль такого суда. Это опять-таки в чем-то напоминает ситуацию с обращением палестинцев в ООН. Следует понять, что есть вопросы, которые не решаются ни в ООН, ни в парламентах тех или иных стран – их можно решить только в ходе переговоров между представителями двух народов.