Вестник Кавказа

Путешествие по освобожденным территориям Азербайджана

Eurasianet
Путешествие по освобожденным территориям Азербайджана
© Фото: фото автора

В левом нижнем углу моего билета ”Азербайджанских авиалиний” из Стамбула в Баку напечатана фраза ”КАРАБАХ - ЭТО АЗЕРБАЙДЖАН”. После я еще много раз увижу эту фразу: на экранах в аэропорту Баку, на рекламных щитах в центре города, на витринах бесчисленных магазинов, пишет журналист-фрилансер Пол Бенджамин Остерланд в статье After the war: Touring Azerbaijan's reclaimed territories для Eurasianet. На днях репортер вернулся из пресс-тура в Азербайджан после победы Баку во второй карабахской войне.

Отели и стадионы сверкают синим, красным и зеленым - цветами флага Азербайджана, повсюду фотографии президента Ильхама Алиева с поднятым кулаком и подписью ”Карабах - наш! Карабах - это Азербайджан!” Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, почти все, кроме рынков и кафе, работающих на вынос, закрыто, а улицы в основном пустынны.

Сначала журналисты отправились Физули, став первыми иностранными корреспондентами, которые увидели эту территорию после того, как она была освобождена в ходе войны после 27 лет армянской оккупации, опустошившей землю. Город по-прежнему безлюден. Азербайджанский флаг установлен на вершине некогда красивого здания.

Культурный центр советской эпохи лежит в руинах, на земле валяются пустые ящики с боеприпасами. Мечеть покрыта граффити, внутри несколько тюков сена. Невзорвавшаяся ракета ”Смерч” наполовину зарыта в землю.

Мы направляемся обратно на восток по дороге, пересекающей иранскую границу, в город Имишли, где собираемся переночевать.

На следующее утро мы возвращаемся на освобожденную территорию, в разрушенный город Агдам. Нас просят не сходить с дороги, так как прилегающая территория напичкана минами. Кроме нас в городе находятся члены правительственного агентства по разминированию, которые занимаются обнаружением мин и проведением контролируемых взрывов. Мы наблюдаем один из таких взрывов, и, несмотря на то, что он проходит в нескольких сотнях метров, удар по силе напоминает внезапный порыв ветра, который грозит сбить с ног.

Единственное строение в Агдаме, которое не было стерто с лица земли, - Джума-мечеть, построенная в 1868 году. Два изящных минарета сохранились до сих пор. Нам рассказали, что армянские силы использовали их в качестве военных позиций, а саму мечеть - как сарай. Поднявшись по извилистой узкой лестнице на один из минаретов и осмотрев город, можно понять, насколько масштабны последствия оккупации для города. Даже спустя долгое время после окончания первой карабахской войны разрушение города продолжалось, поскольку армяне вынесли из зданий буквально все, что можно было использовать.

Погода холодная, дует пронизывающий ветер. Группа солдат собирается вокруг костра, а семейство из восьми кошек ютится возле уличной печи, используемой для заваривания чая.

На данный момент гражданским лицам запрещен въезд в город из-за опасности в связи с неразорвавшимися боеприпасами. Кураторы из Фонда Гейдара Алиева организовали для нас интервью с тремя бывшими жителями Агдама из числа 600 000 этнических азербайджанцев, которые были вынуждены покинуть свои дома. Победа дала им возможность вернуться. Всем этим людям больше 50 лет. Они рассказывают как соседи-армяне нанесли им удар в спину, благодарят Алиева и Эрдогана и надеются на восстановление и заселение разрушенного города. Их глубокое горе явно ощутимо, и один из бывших жителей, Мухаммед Назароглу Мамедов, не может сдержать слез, описывая свою прежнюю жизнь в Агдаме. На обратном пути в Баку мы высаживаем их в соседнем городке, где они сейчас живут.

В Баку мы разговариваем с Хикметом Гаджиевым, главным советником президента по внешней политике. Я спрашиваю его, как Баку намерен продвигаться вперед в диалоге с Ереваном, учитывая тяжелое наследие. ”Можно победить в войне, но так и не добиться мира, - отвечает он. - Хорошо, когда одерживаешь победу и одновременно достигаешь мира. Наша стратегия сейчас состоит в том, чтобы обеспечить мир, убедиться, что он будет долгосрочным и устойчивым, при этом безопасность в регионе должна быть на благо Азербайджана, Армении и армянского народа”. Гаджиев выразил надежду, что граница между Арменией и Турцией, закрытая с 1993 года, снова откроется.

31000 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ