Россия и Иран ускорят работу над завершением согласования нового "большого" межгосударственного договора. Об этом договорились главы МИД Сергей Лавров и Хоссейн Амир Абдоллахиян. На Смоленской площади заявили, что документ находится "в высокой степени готовности".
Зачем России и Ирану новый договор?
Во-первых, на высшем уровне существует запрос на то, чтобы придать двустороннему сотрудничеству характер стратегического. В начале 2022 года Эбрахим Раиси на встрече с Владимиром Путиным заявил, что отношения с Россией будут "стратегическими", а не "кратковременными или позиционными".
В нынешних исключительных условиях, когда идет противостояние односторонним действиям Запада, в том числе США, мы можем создать синергию в нашем взаимодействии
- Раиси.
Тогда иранская сторона предложила проект всеобъемлющего договора о стратегическом сотрудничестве на 20 лет. На основе проекта договора, по словам Эбрахима Раиси, могут сложиться отношения качественно нового уровня, когда где две страны будут взаимодействовать во всех сферах общественной жизни, в экономике, культуре и в политике.
Российская сторона приняла это предложение: в июле 2022 года помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что Россия и Иран планируют вывести двухсторонние отношения на новый уровень стратегического партнерства. Спустя месяц стало известно, что внешнеполитические ведомства Ирана и РФ обменялись проектами долгосрочного всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве.
Во-вторых, стороны осознают, что ключевая проблема российско-иранского сотрудничества на протяжении многих лет заключалась в слабой реализации договоренностей. Причем эти договоренности зачастую не были документально зафиксированы. Как следствие, остается нереализованным большой торгово-экономический потенциал. Но иранская сторона не всегда выполняет даже письменные соглашения и с другими странами, ссылаясь на отсутствие финансовых ресурсов.
Что будет включать в себя договор?
Чиновники и эксперты как в России, так и в Иране сходятся во мнении, что во всеобъемлющем договоре должны быть закреплены пункты о сотрудничестве в экономической сфере во всей их полноте, как это положено соседям.
- Стороны заинтересованы в переходе на национальные валюты во взаиморасчетах.
- Также остро стоит вопрос снижения таможенных пошлин на товары, что позволит реализовать торговый потенциал. "Упрощенный таможенный коридор" касается широкой номенклатуры товаров, в частности морепродуктов и товаров аграрного сектора. По сути, для обеих сторон облегчается процедура импорта.
- Открывается возможность для вступления в силу подписанного 17 мая этого года межправительственного соглашения о взаимном признании соответствующих институтов уполномоченного экономического оператора. Как следствие – упрощение таможенной деятельности между странами в целом.
- Будет обеспечено взаимодействие по решению проблемных вопросов предоставления преференциального режима в отношении иранских товаров, который ведет к образованию зоны свободной торговли. О создании другой ЗСТ Ирана с Россией и другими странами ЕАЭС вот-вот будет объявлено. Подписание соответствующего документа запланировано на 25 декабря.
- Ожидается, что в договоре также будут закреплены шаги по реализации крупнейшего на сегодня транспортного проекта с участием России и Ирана: коридора "Север – Юг".
Политическая, экономическая и даже эпидемиологическая турбулентность то и дело осложняют его завершение, но никакая стихия не властна над договоренностями. Особенно, если это договоренности стратегических партнеров.