Вестник Кавказа

Азербайджан-Китай: чем обусловлен взаимный интерес

CGTN
Азербайджан-Китай: чем обусловлен взаимный интерес
© Фото: Видеопроекция флага КНР на здании Центра Гейдара Алиева в знак солидарности с Китаем в борьбе с пандемией COVID-19, 3 апреля 2020 года

Сегодня исполняется 29 лет со дня установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Китаем. Две страны добросовестно выполняют все свои обязательства друг перед другом, в частности, признавая территориальную целостность друг друга и полностью отвергая сепаратизм, отмечает международный телеканал "Центрального телевидения Китая" CGTN.

В прошлом году, к 28-летию установления двусторонних связей, китайская сторона организовала передачу в Азербайджан противоэпидемических материалов. Хотя в то время Китай и сам остро нуждался в этих средствах, Пекин оказал помощь Азербайджану и еще раз продемонстрировал тесную дружбу и взаимное доверие с Баку. Год спустя Китай продолжает сохранять приверженность обязательствам в рамках сотрудничества в борьбе с пандемией. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул на недавней пресс-конференции, что Китай был единственной страной, выполнившей свои партнерские обязательства, поставив его стране вакцину. Азербайджан также оказал китайской стороне значительную помощь во время пандемии COVID-19.

Экономические отношения также расширяются: запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и рост масштабов реализации китайской инициативы "Один пояс - один путь" сблизили Китай и Азербайджан больше, чем когда-либо. Китай, по прогнозам экспертов, скоро станет двигателем мировой экономики. Признаки этого уже видны невооруженным глазом. Азербайджан занимает выгодное положение в коридоре, соединяющем Восток и Запад, Азию и Европу, и может предложить Китаю безопасные транзитные маршруты. И с конца прошлого года эти пути уже используются.

Несмотря на сокращение торговли между Китаем и Азербайджаном из-за пандемии, Баку остается важнейшим торгово-экономическим партнером Пекина в регионе. Транзит через Азербайджан рассматривается в рамках инициативы "Один пояс - один путь" как Срединный транспортный коридор. Это имеет символическое значение, учитывая, что в китайской философии срединный путь считается оптимальным путем развития.

В декабре 2020 года была запущена железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. 4 декабря поезд вышел из Стамбула, и через 15 дней прибыл в китайский город Сиань. Первый контейнерный поезд из Китая в Азербайджан прибыл в Бакинский международный морской торговый порт 17 февраля этого года. В результате чего было налажено сообщение между портом Баку и Циндао, одним из крупнейших портовых городов Китая. Объединение Азербайджаном Трансъевропейской и Трансазиатской железных дорог в будущем способно возродить древний Шелковый путь посредством железнодорожного сообщения по маршруту "Восток-Запад".

Еще более широкие перспективы использования Китаем азербайджанского транзита открываются с возможностью восстановления коммуникаций в регионе, что предусмотрено соглашением о прекращении огня от 9-10 ноября 2020 года, подписанным лидерами России, Азербайджана и Армении. Разблокировка всех коммуникаций на Южном Кавказе, среди других преимуществ, укрепит позиции Азербайджана как торгово-экономического, транспортного и логистического звена между Китаем и Европой.

Инициатива "Один пояс - один путь" отвечает стратегическим интересам Азербайджана и воспринимается в Баку с большим энтузиазмом. Она выигрышна и для Азербайджана, и для Китая. В конце концов, Азербайджан обладает всеми возможностями для того, чтобы предложить Китаю свою современную железнодорожную и портовую инфраструктуру для перевозки грузов между западным Китаем и Европой через Транскаспийский международный транспортный маршрут.

34485 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ