В пятницу формально вступило в силу трехдневное "гуманитарное перемирие" в секторе Газа. Это перемирие должно дать возможность Израилю и палестинским группировкам во главе с ХАМАС договориться о завершении нынешнего раунда противостояния. Председатели Евросовета и Еврокомиссии Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу призвали лидеров Израиля и Палестины положить конец насилию в секторе Газа.
Между тем советник заместителя председателя Совета Федерации, посол Андрей Бакланов призвал смотреть на конфликт в более широкой внешнеполитической перспективе. "Сейчас происходит ускоренный поиск новый уточненных ориентиров нашей внешне-политической деятельности и поиск механизмов, которые должны работать на каждом географическом направлении. Это относится и к Ближнему Востоку, и к палестино-изральским отношениям", - отметил эксперт.
Бакланов считает, что попытки установить мир на территории Палестины и Израиля пока еще не привели к существенным результатам: «Казалось бы, на палестино-изральиском направлении перепробовали все на свете. Результаты крайне ограниченные, все время все возвращается на круги своя, а иногда даже ухудшается».
"Озабоченности сторон несколько видоизменились и выглядят примерно таким образом. Последние контакты, которые у нас были с палестинской стороной, показывают, что усилились опасения палестинцев в отношении того, что это палестинское направление останется на обочине тех глобальных изменений, которые сейчас происходят в регионе и в мире. По последним данным, на палестинцев крайне раздражительное впечатление произвело и то, что сейчас происходит в регионе. В частности, вопрос о возможном предоставлении гораздо больших государственных полномочий курдам. Конечно, палестинцам очень обидно. В отношении Палестины были зафиксированы такие договоренности, были соглашения подписаны, и ничего не реализовано - наоборот, все дальше и дальше от этого уровня, в частности от 1993 и 1994 годов, эта ситуация уходит", - думает Бакланов.
Говоря о шагах, которые могут способствовать урегулированию конфликта, Балканов сказал: "Я считаю, что наиболее эффективный путь был бы сейчас не какие-то декларации или документы изобретать, которые потом не будут работать, а попробовать достигнуть и закрепить позитив на направлении разблокирования острейшей и тяжелейшей гуманитарной ситуации. Второе, что следовало бы сделать. Я бы сделал в помощь палестинцам и израильтянам, официальным кругам достаточно авторитетную контактную группу из представителей общественности палестинцев, израильтян, из представителей общественности других стран. Думаю, что с этих элементов следовало бы в настоящее время начать наше движение".
По мнению Бакланова, конфликты и на Украине, и на Ближнем Востоке используются Западом для давления на Россию: "Все мы понимаем, что в основе того, что происходит, конечно, не Украина, не Ближней Восток, а попытка нас дисциплинировать и сделать так, чтобы мы снова не обрели статус одной из трех теперь уже супер держав. Вот что лежит в основе. Но хлопать дверью не надо. Мой негативный анализ деятельности четырехсторонней группы посредников [США, ЕС, Россия и ООН] вовсе не ведет к тому, что этот механизм не надо использовать. Его надо использовать, только попробовать выжать из него позитив".
"Исламская республика Иран помогала и будет помогать палестинцам. Но она не могла это делать эффективно в тех условиях, когда ХАМАС (наиболее сильная группировка в секторе Газа) стала уклоняться от такого рода помощи. В таких условиях, конечно, было трудно организовать взаимодействие между ХАМАС и "Хезболлой". Но связь между ними могла уменьшить желание Израиля по проведению такого рода карательных операций", - утверждает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев. По его мнению, основная ошибка руководства ХАМАС заключается в том, что оно "слишком часто меняло своих партнеров. Изначально движение ХАМАС очень активно поддерживалось Исламской республикой Иран, которая активно помогала группировке ХАМАС. Если бы этот вопрос так и сохранялся, то, наверное, этого [конфликта в секторе Газа] могло бы и не быть. Почему? Потому что для Израиля очень важно уничтожить врагов по частям".
Евсеев напомнил, что у Израиля несколько основных врагов - ливанское движение "Хезболла", палестинская группировка ХАМАС, «Исламский джихад» и некоторые другие. «Если бы в ответ на наземную операцию в секторе Газа "Хезболла" бы активировала свою позицию со стороны Ливана, у израильтян желания идти на такого рода действия, наверное, было бы меньше. Но ХАМАС поменял своих партнеров, и выбрал, очень неудачно, себе партнера в виде Катара", - считает эксперт.
"Можно понять мотивировку ХАМАС, потому что ХАМАС - это все-таки структурно подразделение «Братьев-мусульман», понятно, почему у них появился Катар. Но Катар - государство, которое является орудием национальных американских интересов. С этой точки зрения, делать ставку на такого союзника и финансового партнера было совершенно неправильно. Иран никогда не предаст в этом отношении. А вот Катар мог вначале помочь, а потом сократить финансирование, а потом вообще самоустраниться, а потом вот это убийство, которое сейчас идет в секторе Газа. Это была роковая ошибка ХАМАС – довериться столь ненадежному партнеру как Катар", - убежден Евсеев.